Театры марионеток Феано и Фиандо
Искусство кукольных представлений
На протяжении всего XIX века марионетки сохраняли симпатии итальянской публики. То тут, то там в печати мелькали слова восторга, высказанные в их адрес. Неоднократно упоминался миланский театр марионеток «Фиандо». Один из его почитателей насмешливо замечал, что неплохо бы танцовщикам знаменитого театра Ла Скала, кичащимся своим мастерством, посмотреть на изящество и грацию своих маленьких собратьев. Другой любитель этого жанра, делясь впечатлениями, говорил, что был поражен способностью кукольных балерин выполнять все фиоритуры балетных танцовщиц; когда кукла-балерина заканчивала свой номер, она выбегала на аплодисменты, приседала в глубоком реверансе, то есть проделывала все, что полагается танцовщице Ла Скала. Еще один поклонник марионеток потешался над римскими властями: куклы-танцовщицы в театре «Феано» (том самом, в котором ранее побывал Стендаль) были так совершенны, что местные власти, заботясь о нравственности римлян, принудили кукольников надеть на балерин голубые панталончики – такие, какие в те времена обычно выглядывали из-под платьиц благовоспитанных девочек.
Описания XIX столетия обнаруживают еще одну характерную черту итальянского марионеточного театра: хотя марионетки и копировали спектакли оперных и драматических театров, они разрешали себе и некоторые отступления – в виде «своих» марионеточных пьес со «своими» героями. Почти в каждом из крупных городов Италии на марионеточную сцену выходили, подобно римскому Кассандрино, местные любимцы публики: в Венеции – Панталоне и Бригелла, Факанапа, в Болонье – доктор Балаордо Грациано, в Милане – Джироламо, в Турине – Джиандуя, в Неаполе – Пульчинелла, Тарталья, Скарамучча. Многие из этих персонажей пришли из комедии дель арте, но некоторые, как, например, Кассандрино или Факанапа, Джироламо или Джиандуя, родились на марионеточной сцене. Они перекочевывали из спектакля в спектакль, независимо от исполняемой пьесы, и даже если это была очень известная пьеса, они находили себе место в ее действии. Как правило, они исполняли «первые роли», и кукольники придумывали пьесы специально для них Сохранилось несколько названий пьес, сочиненных для Кассандрино: «Путешествие в Чивитта-Веккио», «Кассандрино, любитель музыки и импрессарио». А в известной в те времена пятиактной драме «Принц Евгений Савойский», шедшей в Милане, главную роль фактически исполнял Джироламо – неуклюжий, тугодумный увалень, в лице которого миланцы подсмеивались над своими соседями туринцами.
К концу XIX столетия слава марионеток начала меркнуть. Она вспыхнула еще раз ярким
светом в первой половине XX века благодаря театру «Пикколи ди Подрекка»,
созданному крупным итальянским музыковедом и страстным любителем кукольного
искусства Витторио ди Подрекка. Но после его смерти, хотя марионетки и не ушли
из жизни итальянцев и выступают еще и сегодня, они ведут скромное, тихое
существование, общаясь в основном с детской аудиторией и не создавая ничего
выдающегося.
Свет былой славы отражается в повышенной чувствительности итальянцев к
кукольному искусству, в чуткости их восприятия, в бурной реакции на малейшее
удачное движение куклы, в остром натренированном глазе зрителя, знающего толк в
этом искусстве, в способности оценить правдивый и точный жест куклы, создаваемый
тонкой длинной нитью, конец которой держит высоко стоящий кукловод.
И в заключение несколько слов о технике работы с марионетками, хотя многое уже ясно из рассказов очевидцев. Традиционная итальянская марионеточная сцена обрамлялась порталом, имела кулисы и задник – в миниатюре там было все, что полагалось театральной европейской сцене. Но было и отличие – за задником пристраивался помост, с высоты которого кукловоды водили марионеток по сцене с помощью длинных нитей. Нитей у традиционных марионеток было немного (по крайней мере у тех кукол XVIII–XIX веков, что сохранились в музеях и частных коллекциях). Как правило,, нити сочетались с тонким железным прутом, прикрепленным к голове куклы, – на этом пруте висела вся кукла, а с помощью нитей, идущих к ее рукам (иногда и к ногам), создавались жесты и походка. Еще одна дополнительная нить, идущая к спине, наклоняет куклу, позволяет ей принимать более свободные позы. Для твердости походки в башмачки подкладывали кусочки свинца. Количество нитей стало увеличиваться к концу XIX века и, вероятно, достигло апогея в театре Подрекки, где число их доходило до двадцати. Вместе с увеличением числа нитей перестал применяться металлический прут. И еще одна особенность театра итальянских марионеток (и не только итальянских, а вообще европейских) – в их спектаклях существовало обязательное разделение на актеров, управляющих куклами, и актеров, говорящих или поющих за них. Эта черта сохранилась до наших дней, современные спектакли идут под запись музыки и актерских голосов.
Далее ► Опера деи Пупи. Кукольный театр Сицилии.
Главная ► Мода и история театра