«Презепио» – неподвижный театр
Нечто близкое к кукольному театру можно было увидеть и в католических церквях. Во время празднования Рождества Христова на алтаре ставили деревянный ящик без передней стенки, внутри которого из кукол компоновали группу, представлявшую главное событие праздника. Сюжетом для мизансцены служили евангельские описания рождения Иисуса: в Евангелии от Луки сказано, что Мария родила в хлеву, запеленав младенца, положила его в кормушку для скота (ясли); это произошло в городе Вифлееме; недалеко от города пастухи пасли стада, им явился ангел, сообщил о рождении Спасителя и велел пойти в Вифлеем поклониться новорожденному – что пастухи и сделали. В Евангелии от Матфея добавлено, что путеводная звезда привела к сыну Марии и иноземных царей-магов (в православной традиции – волхвов), которые принесли ему дары: злато, ладан и смирну.
Если снова обратиться к изобразительному искусству, то у Бартоломео Пинелли есть рисунок, где толпа народа разглядывает рождественскую мизансцену, выставленную в храме. В центре кукольной композиции в кормушке лежит куколка младенца Иисуса, слева – статуэтка девы Марии, справа – святого Иосифа (мужа Марии), позади – осел и вол (указывающие, что действие происходит в хлеву), пришедшие поклониться пастухи и волхвы, а сверху – Бог и ангелы. Пинелли назвал рисунок «Представление Презепио (яслей) в Риме. Рождество». Со временем из неподвижной мизансцены развился особый вид кукольных представлений, о которых будет рассказано в последующих главах.
Далее ► Куклы и маски Франции
Главная ► Мода и история театра