Попробуем представить себе этот неясный отрезок истории марионеток в России. В Россию едут иностранные кукольники. Они везут своих марионеток, свой репертуар, состоявший в XVIII веке в основном из разговорных пьес. Они снимают удобные для спектаклей помещения. Так, в Петербурге у Синего моста (сейчас это площадь перед Исаакиевским собором) в 1749 году был построен «комедиантский амбар», в котором часто гастролировали иноземные марионеточники. Они дают объявления в газетах, вывешивают афиши. Но, должно быть, у всех у них возникало очень существенное неудобство: далеко не вся публика, даже в столицах, понимает язык, на котором дается представление. Следовательно, нужно было или переходить на русский язык, что было практически невозможно, или сокращать, а то и вовсе отказываться от словесного текста. Желание преодолеть языковой барьер, видимо, привело к свертыванию «разговорного» репертуара, к замене разговорных пьес дивертисментом из пантомимических номеров – чаще всего трюковых, цирковых, жанровых, бытовых сценок, в которых легко обойтись без слов.
Другая трудность была связана с самой техникой марионеточного театра, требующей работы нескольких кукловодов, особенно при исполнении многоперсонажной пьесы, – а именно такие преобладали в репертуаре заезжих гастролеров. Возить большую труппу было невыгодно, иностранцы предпочитали нанимать на месте двух-трех расторопных мальчиков и обучать их кукловождению, поручая им второстепенные роли.
Воспоминания последних народных кукольников подтверждают такое предположение. Почти все они подростками проходили выучку у иностранцев: Нуриков – у француза Шимбора, Прокофьев – у англичанина Роланда, Бромфейн – у немца Гролинда, Зайцев – у итальянца Тарвита (отрывки из их воспоминаний помещены в конце очерка). В дальнейшем эти помощники, освоив секреты марионеточной сцены, овладев техникой управления куклой с помощью ниток, покидали своего иностранного хозяина-учителя и пробовали работать самостоятельно. Логично предположить, что начинали они всего лишь с несколькими куклами, скопированными с хозяйских, и исполняли с ними короткие номера – примерно такие, о которых с великим негодованием отзывается рецензент «Репертуара и Пантеона».
К концу девятнадцатого века представления марионеток можно было увидеть уже на любой ярмарке России, на народных гуляньях, устраиваемых не только в Москве и Петербурге, но и в других больших городах. И давали их российские актеры. Писатель Иван Щеглов, побывав на сельской ярмарке в заштатном провинциальном городишке Муроме в 1895 году и зайдя там в один из балаганов, видит «миниатюрную театральную сцену, затянутую куском тюля, на которой без всякого толка и смысла топчутся попеременно маленькие, нищенски одетые куклы. Сначала подпрыгивает, под всхлипывание шарманки, какой-то жонглер с лестницей на носу, потом другой танцор с арбузом на голове, потом появляется повар с бутылкой под мышкой – напивается и увозится в тележке за кулисы, и, наконец (самый развеселый номер!), «камаринский мужик» с бабой в желтом сарафане откалывает самый отчаянный канкан».
Далее ► История марионеток в России
Главная ► Мода и история театра