История моды маски куклы костюма

История марионеток в России

Разговорные пьесы почти полностью уходят из репертуара русских марионеток. Дольше других удерживалась комедия о путешествии купца в ад. Об ее исполнении упомянул в дневнике за 1887 год Петр Ильич Чайковский: «Попал в балаган на Цветном бульваре – очень занятно... представление кукол (купец в ад отправляется)». Около этого времени бывал в балаганах на Цветном бульваре московский житель В. Волин. Его воспоминания дополняют запись Чайковского. Видимо, Волин бывал за кулисами, так как подробно описывает технику марионеточного спектакля. Он говорит, что здесь все устроено по образцу обыкновенного театра: и сцена с рампой, и кулисы, и декорации; даже у кукол-артистов есть целый гардероб, и каждую куклу одевают к спектаклю в особый, нужный по пьесе костюм.

«Представление бывает не каждый вечер: в воскресенье, вторник, четверг и субботу. По воскресеньям еще и до обеда; но оно устраивается, главным образом, для детей. С обеих сторон сцены поставлены кулисы, позади прикреплена задняя стена. Вверху, между ней и кулисами, через всю ширину сцены, положен крепкий брусок, покрытый сверху платком, который должен изображать небо. В брусок ввинчиваются железные кольца, и на них, посредством крючка, привешивают куколок так, чтобы в покойном состоянии их ноги касались пола. За задней стеной, на метр выше пола, положена крепкая, широкая доска, на которой во время представления кукловодители занимают место. Их большею частью бывает двое или трое. Оттуда они свободно могут управлять куклами, вводить и выводить их. Вблизи стоит маленький столик для чтения, на котором лежит пьеса. Руководящий, смотря на действие выступающих особ, говорит за них разными голосами...»

И об устройстве кукол: «У них руки, ноги, голова – все на шарнирах, причем к ногам и рукам пришивают свинцовый груз. Основная нитка, на которой держится вся фигурка, идет от головы; затем тянутся нити от каждой руки, ноги... Концы нитей привязаны к особой деревянной ручке с двумя поперечными перекладинами. Но более искусные руководители марионетками концы этих ниток, с петлями, надевают прямо на пальцы и, шевеля последними, заставляют марионеток двигать руками, ногами и головой».

Постоянно выступая на публике, русские народные кукольники великолепно овладели сложной техникой марионеточного театра. Им настолько понравилась эта кукла, что они стали даже с некоторым пренебрежением относиться к своему старому кормильцу – Петрушке. Такая ситуация сложилась к началу XX века.

Далее ► Народный марионеточный театр в России

Главная ► Мода и история театра