Программа, показанная Холденом в Париже, состояла из следующих номеров:
1. Два Блондэна на проволоке. Этот номер связан с нашумевшим событием прошлого
века: французский канатоходец Блондэн в 1859 году перешел по проволоке через
Ниагарский водопад; вскоре после этого в кукольных программах появилась кукла Блондэн.
2. Пьяный на ходулях.
3. Великий Турок (трюковая кукла, с которой происходили чудесные превращения).
4. Испанский номер.
5. Два негра.
6. Магнетический скелет (скелет, который танцевал, рассыпался на части и снова
собирался в единую фигуру).
7. Китайцы. На сцену выходили две-три куклы, сделанные в китайском стиле, с
маленькими колокольчиками, привязанными к ладошкам и краям одежды; куклы
танцевали, резкими движениями поднимая и опуская руки. Номер был простым по
технике, но очень эффектным: кукловоды вместе с нитями управления держали в
руках колокольчики, усиливавшие звуки кукольных; танец исполнялся под музыку в
ложно-восточном стиле.
Представление прерывалось пятнадцатиминутным антрактом, после которого шла
«пантомима-фарс» в двух актах и десяти картинах на сюжет сказки «Красавица и чудовище».
О гастролях Холдена в России написал Александр Бенуа. Приводим
отрывок из его книги «Мои воспоминания».
«К самым сильным впечатлениям театрального характера в детстве я должен отнести
спектакли фантошей Томаса Ольдена, появившегося в первый раз в Петербурге на
масленичных балаганах. О Томасе Ольдене ходила уже и раньше молва, будто его
кукольный театр не имеет себе равных и прямо чудесен; когда же Ольден предстал
перед петербургской публикой, то весь город заговорил об его куклах, и это было
вполне заслужено.
Впоследствии я видел много марионеточных театров. От всего этого у меня остались
лучшие воспоминания, но всех их продолжает затмевать Томас Ольден, и я думаю,
что в данном случае действует не одно розовое сияние детских лет, но и
действительная исключительность этих представлений.
Спектакль начинался с цирковых номеров. В заключение появлялся скелет, расчленялся и снова складывался, причем на радостях череп принимался звонко щелкать челюстями. Кончался же спектакль пантомимой «Красавица и чудовище». Декорации мне не понравились, но самое Чудовище было таким страшным, что при его появлении в зале поднимался неистовый панический крик детей. С тех пор прошло более 70 лет, и я все еще вижу в своем воображении это представление с совершенной отчетливостью...»
Далее ► Кукла Панч
Главная ► Мода и история театра