История моды маски куклы костюма

Кукольные спектакли Элен ван Волькенбург

Марионетки, сделанные к «Обманутому дракону», восхищали всех видевших их великолепной скульптурой. Малейший поворот головы, менявший соотношение света и тени, как бы менял выражение их лица. Но с управлением у неопытных кукловодов возникали большие трудности: постоянно путались и рвались нити, куклы делали беспорядочные, судорожные движения, они не ходили, а как-то летали, прыгали или волочились по полу. Управляли куклами молоденькие девушки, и на первых порах у каждой из них под рукой были ножницы, булавки, нитки – на случай внезапной аварии и необходимости немедленного ремонта.

Позднее они перешли на другой способ управления, отличный от немецкого традиционного и подсказанный им куклами Тони Сарга (о нем будет рассказано позже): все нитки мюнхенских марионеток собирались на одну общую деревянную крестовину – «вагу», а нити кукол Тони Сарга – на две отдельные палки. В последнем случае одну палку кукловод держит в левой руке, другую – в правой. Постепенно к студийцам пришел опыт, появились навыки, движения кукол становились все более размеренными, сдержанными и точными.

Волькенбург положила за правило: в диалогах «говорящая» кукла должна делать жест рукой, все остальные остаются без движения. Но профессиональные навыки пришли не сразу. Волькенбург вспоминает, как однажды ее муж, зайдя на одну из ранних репетиций, заявил: «Я никогда не допущу, чтобы этот кошмарный спектакль был показан на сцене «Маленького театра». Однако этот отзыв не обескуражил студийцев, они упорно продолжали овладевать сложной марионеточной техникой управления, и в конце концов «Обманутый дракон» был все-таки сыгран в «Маленьком театре». Вслед за этой премьерой последовали «Коломбина», «Русалочка» (по сказке Андерсена), «Сон в летнюю ночь», «Царевна-лягушка», «Красная Шапочка», «Алиса в Стране чудес».

Студия существовала до 1917 года, до закрытия «Маленького театра», которое произошло из-за денежных трудностей его покровителей. Студия распалась, но Элен ван Волькенбург на всю жизнь осталась связанной с кукольной профессией, она была одним из первых профессиональных деятелей нового современного театра кукол США.

Почти одновременно со студийными Спектаклями в Чикаго в другом крупном городе восточного побережья – Кливленде директор местного театрально-концертного зала («плэйхауза») Раймонд О'Нил, под влиянием статей Гордона Крэга, собрал группу любителей кукольного театра. Ее возглавила Хэлен Хэйман Джозеф, впоследствии создавшая свой театр и многие годы игравшая небольшие пьесы в технике перчаточных кукол, разъезжая по школам или получая рекламные заказы от разных фирм. Она известна в Соединенных Штатах, да и за их пределами тоже, как автор книги по истории театра кукол и как автор кукольных пьес. В Кливлендском плэйхаузе Хэлен Хэйман Джозеф поставила в 1915 году в технике теневого театра пьесу М. Метерлинка «Семь принцесс», его же «Смерть Тентажиля», «Темные воды» по У. Йетсу, пантомиму на музыку Шопена с куклами на нитках «Смерть Шопена».

Далее ► Кукольные театры Америки

Главная ► Мода и история театра