История моды маски куклы костюма

Тайны кукольных сцен хопи

Главное назначение сцен индейцев хопи со змеями – обеспечить хороший урожай; центральное событие – опрокидывание горшочков со стеблями кукурузы символизирует жатву, то есть как бы утверждает, что хлеба вырастут, урожай будет обильным. В том же заключительном представлении многодневного весеннего праздника могла исполняться еще одна кукольная сцена. Хопи называют ее «Салакуаманауят» («Девы, жены Салако»), в европейско-американских описаниях обычно говорится о «девушках, размалывающих зерна кукурузы в муку». Ее подробное описание оставил другой исследователь – Армин Геерц.

Приготовления к сцене также проходили в темноте, действие шло на ширме, на полу выставляли «поле» кукурузы, по бокам от ширмы выстраивалось около пятнадцати мужчин в масках. В ширме вырезались два больших прямоугольных отверстия – «двери» в «дома» девушек. Когда свет костра освещал киву, зрители видели двух кукол, стоящих как бы на коленях в дверях своих домов. Над ними, по верху ширмы прыгали одна или две кукольные птицы (они изображали птицу-перевозчика, которая считается у хопи доброй вестницей, ее появление весной обещает влажное лето). Куклы, выставленные в дверях, были одеты как девушки хопи, головы их украшали сложные головные уборы. Одна кукла была крупнее, другая поменьше. Их называли «старшей» и «младшей».

Мужчины в масках начинали петь, куклы в ритме песни поднимали и опускали руки, имитируя жесты живых танцовщиков с поразительным сходством. Когда песня закончилась, кукол нагнули вперед – они как бы склонились над миниатюрными мельницами (жерновами), прикрепленными у порога каждой двери. Хор мужчин снова запел, куклы снова делали руками движения, очень похожие на движения женщин хопи, размалывающих зерна кукурузы в муку. Когда песня кончилась, один из исполнителей в масках – Отец качин – подошел к куклам и вложил в руки каждой по маленькой метелочке. Те бережно сгребли с камней муку в подставленные тарелки, затем поскоблили о камни руки, очищая их от прилипшей муки, а потом подняли руки к лицу и натерли остатками муки щеки – точь-в-точь, как делают женщины хопи. Отец качин протянул тарелки с мукой зрителям, каждый её попробовал, и на этом представление закончилось, свет костра был закрыт одеялом, в темноте принадлежности кукольной сцены были вынесены из кивы.

Очевидцы отмечали и удивлялись немеханичности движений кукол-тотемов в этих кукольных сценах, пока один из них, наконец, не понял, в чем дело: руки кукол были живыми руками кукловодов, стоящих позади кукол за ширмой. Однозначного объяснения смысла этого кукольного фрагмента весенней церемонии нет, но предполагают, что сцена служит иллюстрацией к мифу о божественных девах, принесших в дар людям семена кукурузы и других растений и научивших людей делать хлеб. Кукольные фрагменты мартовского религиозного праздника хопи составляют важную часть обрядового действа, а сцена со змеями, возможно, его сердцевину. Куклы индейцев хопи воспринимаются как особые, сверхъестественные существа, несущие в себе многие тайны. На это вполне однозначно указывают ритуалы, сопровождающие изготовление, хранение кукол, обращение с ними кукловодов, всеобщее почитание.

Прежде чем приступить к изготовлению кукол, мастер соблюдает многодневный пост, в последний момент совершает ритуальный танец. Во время праздника (а он длится 16 дней) все исполнители не едят мяса, не употребляют соли, не спят с женами. Перед заключительными представлениями вообще ничего не едят целый день. После окончания представления кукол змей разбирают на части и складывают в кувшины, горла кувшинов наглухо замазывают глиной (до следующего года свет не должен беспокоить спящих змей) и относят кувшины в тайные пещеры за пределы деревни. Через год выбранные для роли кукловодов мужчины отправляются в тайники за кувшинами. Их приносят в киву и там, совершая оберегающие обряды, открывают. Все это делается из-за убеждения, что с куклами нужно обращаться осторожно: если кукла выйдет из-под контроля (власти) кукловода, она может причинить ему вред, он заболеет или же с ним случится какая-нибудь беда. Пока кукол собирают, подновляют, приготавливают к представлению, никто из непосвященных в киву не допускается. Куклам девушек придается особое, магическое значение; резчик перед их изготовлением постится 20 дней, а когда куклы готовы, им торжественно дают имена, сопровождая это теми же ритуалами, которые совершают при наречении новорожденных детей. Затем члены союза на общем совете решают, у кого будут хранится куклы девушек между их ритуальными выступлениями, то есть в течение года.

Сравнивая кукол американских аборигенов с европейскими, нетрудно увидеть принципиальные различия между ними. Несмотря на большие достижения в технике, эти куклы еще не стали «актерами»; их «выступления» не оформились в отдельные представления, еще не стали развлечением, как это произошло в европейском кукольном театре. Куклы американских аборигенов постоянно и неразрывно связаны с потусторонними силами, они воспринимаются как сверхъестественные существа, от которых зависят жизнь и благополучие человека.

Далее ► Кукольники Нового Света

Главная ► Мода и история театра