Далее Н. Я. Симонович-Ефимова рассказывает о кукольном театре Степана Кузьмича Булынкина:
Сокольники летом. Густенная толпа мужчин, баб и ребятишек теснится спереди
«Кукольного театра». Петрушка только вылез над стеной, а все довольны. Ударил
палкой – успех. И вдруг он полил из закоптелого чайника водой в рваный картуз, который держит
другая кукла, а потом отшвырнул картуз далеко в толпу, обрызгал многих, –
довольны все неимоверно. И скрылся. Но зато железная ржавая дверь этого холщового в заплатах
театра тотчас открылась, и вышел широкоскулый, худощавый, в чистой рубахе с
серебряным поясом молодец с троечным колоколом в руке, и давай звонить и выкрикивать
необыкновенно энергично: «Начинаем, начинаем, граждане, кто имеет желание,
касса, не задерживай».
Театр в сто пятьдесят мест мигом наполняется, огненно-ржавая дверь закрывается,
ее сторожить становится женщина. Она время от времени обходит кругом театра, не
проковыривает ли мальчишка пальцем, а у кого ножик – ножичком, дырку в холщовой
стене, чтобы видеть задаром.
Программа кукольного представления, выписанная аккуратно на холсте, висит снаружи:
I. МАРИОНЕТКИ
1. Выход Пимперли с приветом.
2. Жонглирование тазами.
3. Баланс лестницы.
4. Выход балансера с колесом.
5. Чудо гибкости, «каучук в обруче».
6. Пинетти, заколдованные руки и ноги.
7. Великан Али-Гассан.
8. Танец кавказских карликов.
9. Староста гуляет (сценка).
10. Пьеро и повар.
11. Воздушное путешествие Полишинеля.
II. ФОКУСЫ
III. РУССКИЙ ПЕТРУШКА
Голоса кукол доносятся ясно сквозь туго натянутую, обработанную дождями и временем парусину. Внутри – марионетки (марионетки, не петрушки) выходят и уходят в углубленной своей сцене на фоне синего зимнего пейзажа. Марионетки исполняют аккуратно то, что и объявлено; пьес... нет – это «выходы» циркового характера. Куклы проделывают все очень мило, и публика довольна.
В этом театре играет Степан Кузьмич Булынкин. Он, так же как и Зайцева, один справляется за всех марионеток; окончив на сцене, тотчас выходит «на раус» (просто становится на опрокинутую бочку и высовывает руку с куклой наружу через дыру в холсте). Окончив «на раусе», идет зазывать публику в открытые двери, с колоколом в руке – так весь день до одиннадцати часов ночи, до четырнадцати сеансов в день.
Во время действия на сцене вертит сбоку старинную шарманку мальчик в новой
рубахе; он одной рукой вертит, а другой подкладывает в рот семечки и время от
времени подает реплики Петрушке детским наивным голосом.
Из кукол, которыми он действует, очень хороши: марионетки с лестницей и Пьеро,
увозящий на тачке повара. И у него есть кукла с двумя лицами. и «староста».
Особенным, таинственным, ласковым голосом говорят все кукольники: «Вот это
сельский староста». Он всегда с седой длинной бородой, часто в итальянской
широкополой шляпе, в итальянском плаще; иногда одет русским дедом и танцует вприсядку.
Далее ► Марионетки после революции
Главная ► Мода и история театра