Широкое распространение получает перчаточная кукла. Итальянцы принесли на своих ширмах Пульчинеллу, который в английском произношении превратился в мистера Панча. Первое упоминание о Панче относится к 1662 году, и британцы условно считают эту дату годом его рождения. Панч быстро завоевал симпатии британцев. Он стал любимым героем не только уличного театра, но и артистократических салонов, проник в литературу, где от его имени сочиняли сатирические речи (в частности, он фигурирует в нескольких стихотворениях-памфлетах Джонатана Свифта); позднее один из самых известных английских журналов назывался «Панч».
В XVIII веке оживляется интерес к марионеткам – и опять-таки благодаря итальянцам. Французские кукольники завозят театр «китайских теней». Но если марионетки пустили на Британских островах глубокие и прочные корни, удерживающие их еще и сегодня, то увлечение теневым театром было бурным, но непродолжительным (хотя до сих пор некоторые британские кукольники продолжают выступать в этой технике).
В следующем столетии куклы марионеточников очень усложнились, что, впрочем, было характерно для всей Европы. В комплекты обязательно входили многониточные трюковые фигуры, способные на глазах у публики менять свой вид, превращаться из одного персонажа в другой, из какого-нибудь предмета в человеческую фигуру или наоборот. Распространена была кукла пляшущего скелета, рассыпавшаяся на отдельные косточки, а потом снова собиравшаяся в цельную фигуру. Марионеточники показывали в основном цирковые аттракционы, если же они исполняли большие сюжетные пьесы, то неизменно вставляли в них разные превращения и трюки.
Представление кукольного театра Панча, художник Бенджамин Хейден, 1829 год
Во второй половине XIX столетия по Европе прокатилась слава английского кукольника Томаса Холдена. Вряд ли марионетки Холдена были лучше кукол других английских кукольников, считает Джордж Спейт, просто он много путешествовал, объездил почти все страны Европы (был в России) и, главное, произвел большое впечатление на французов. Словом, театр Холдена – явление типичное для английского кукольного театра, поэтому уделим ему немного места.
Томас Холден родился в 1847 году в семье ярмарочного актера, мальчишкой начал
служить в труппе известного кукольника Баллока, а потом создал свой собственный
театр, с которым исколесил всю Европу. Марионетки Холдена обладали большим
количеством нитей, предельно развитой механизацией, благодаря чему куклы
способны были делать движения, поражавшие сходством с человеческими движениями.
Посмотрев спектакль Холдена, французский писатель Эдмонд де Гонкур записал в
своем дневнике: «Эти деревянные человечки вселяют беспокойство. Балерина,
которая в лунном свете кружится на пуантах, заставляет вспомнить персонажи
Гофмана. Клоун так (естественно) укладывается спать, ищет удобную позу, заснув,
ворочается и делает такие движения, будто это существо из плоти и крови».
Другой французский писатель, Лeмерсье де Невилль, вспоминает номера, в которых
то является скелет, кости которого рассыпались, а потом соединялись, к великому
изумлению публики, то выходил маленький гимнаст, потрясавший своей гибкостью и
невероятными упражнениями. Но в то же время Лемерсье де Невилль отмечает, что,
хотя куклы Холдена были чудом совершенства, они воздействовали лишь на глаз,
оставляя ум холодным, они вызывали восхищение, но не смех, они поражали, но не
очаровывали.
Далее ► Куклы театра Холдена
Главная ► Мода и история театра