Труппа ливерпульских кукольников работала в Соединенных Штатах сравнительно недолго. После успешных гастролей с сентября по декабрь 1873 года контракт был продлен еще на полгода, но в феврале 1874 года труппа раскололась – произошел конфликт между представителем Баллока и американскими импрессарио. Последние переманили лучших актеров и стали давать спектакли отдельно, сохранив при этом кукол, программу и название театра. Баллок послал вторую труппу за океан, которая гастролировала с апреля по июль 1874 года под названием «Восточные королевские марионетки». Театр Макданоу и Ирншоу просуществовал до 1876 года. В общей сложности «Королевские марионетки» выступали перед американской публикой около трех лет. Но влияние этого театра на заокеанских кукольников было огромно: долгое время все марионеточные театры Соединенных Штатов фактически были копиями «Королевских марионеток Баллока».
Самым знаменитым театром среди последователей «Королевских марионеток» американские историки считают театр Уолтера Дивса «Чудесные куклы Дивса» (буквально: «Чудесные манекены Дивса», так как в конце XIX-начале XX века американские кукольники употребляли слово «манекен» («мэникин») в смысле «марионетка»).
Отец Дивса принадлежал к поколению урожденных американцев. Он был хозяином кукольного театра в Сан-Франциско. Уолтер с раннего детства помогал отцу водить кукол – маленькому мальчику подставляли под ноги ящик, чтобы он мог работать рядом со взрослыми. В четырнадцать лет Уолтер ушел из театра отца и вообще из дома. Он решил зарабатывать на жизнь самостоятельно. Это произошло около 1869 года. Начинал он с уличных представлений Панча, благо законы западных штатов не запрещали уличных выступлений. В 1874 году Уолтер уехал на восточное побережье Соединенных Штатов, где вступил в труппу «Королевских марионеток»; проработал в ней год, скопировал несколько кукол и вернулся в Сан-Франциско. Привезенные куклы позволили ему подготовить марионеточную программу, с которой он отправился бродить по Калифорнии и Неваде.
В 1876 году Дивс присоединился к бродячему цирку и уехал с ним в Мексику. Цирковая труппа вскоре распалась, Дивсу снова пришлось зарабатывать на жизнь в одиночку, выступая где придется, даже на аренах для боя быков. Так он провел в Мексике около четырех лет. В 1880 году вернулся на родину, женился, научил жену управлять марионетками и уехал с нею на Гавайи. Молодые Дивсы исколесили все острова, играя «Золушку», «Шоу менестрелей» и другие номера, сделанные в традициях «Королевских марионеток». Вернувшись на материк, снова вели бродячую жизнь, объехав практически всю Северную Америку. Около 1888 года, отдавая дань моде, Диве включил в свои представления и теневые сценки.
В 1904 году семья Дивсов поселилась в Нью-Йорке. Уолтер снял небольшую студию и поставил там «20 тысяч лье под водой» по Жюлю Верну. Для этого спектакля Диве придумал эффектные подводные сцены: в них плавали морские чудовища, рыбы; ходил по морскому дну водолаз, который то сражался с акулами, то отбивался от огромного краба, то вступал в бой с гигантскими морскими звездами. Иллюзия морского дна создавалась довольно простым способом: перед сценой натягивали прозрачный занавес, который подсвечивали изнутри. Впоследствии этот прием использовали многие американские кукольники. В частности, подобную сцену показывал во время гастролей в СССР в начале 1960-х годов театр Била и Коры Бэрд. Диве играл «20 тысяч лье под водой» у себя в студии, клубах, в частных домах. Успех был большой, приглашения следовали одно за другим. Помогали Дивсу жена, подросшие сын и дочь и несколько наемных кукловодов.
Далее ► Спектакли кукольника Дивса
Главная ► Мода и история театра