Любимые персонажи театра, кроме Яна Брёйделя – Нос и Голова. На сцену антверпенских пушенелленкельдер выходит группа простолюдинов: Нос, Голова, Серый, Заика и Косой. Все они одеты в длинные синие блузы и изображают простых антверпенцев – таких же, как и сидящие в зале. Все они сочетают в себе героические и комические качества. Главный в этой пятерке Нос. В какую бы сложную переделку он ни попал, он всегда находит способ выпутаться, причем, как и подобает народному герою, без особых затруднений. Он никого и ничего не боится. В излишней щепетильности его тоже не упрекнешь, все средства хороши для достижения цели. Не назовешь его и бескорыстным: когда, например, в одной из пьес он освобождает из сарацинского плена трех принцесс, он требует самую прекрасную себе в жены.
В комплекте театра около трехсот кукол. Антверпенские куклы управляются, как и сицилийские, двумя прутами: основной идет к голове, дополнительный управляет правой рукой куклы; второй важен для ведения боев – воин сражается, размахивая дубиной, вложенной в его правую руку. Голова, корпус и ноги вырезаны из дерева, руки – тряпочные, что придает им гибкость. Реплики сопровождаются движением головы и правой руки. В битвах корпус часто вращается вокруг своей оси, тогда как голова остается на месте. Для постоянных зрителей это «нормально», а для постороннего кажется очень забавным, так как лицо неожиданно может оказаться на спине куклы.
Самые крупные куклы комплекта – Ян Брёйдель, короли и великаны, их высота около метра. Самая лучшая в художественном отношении – кукла Яна Брёйделя. Какой костюм у короля – не важно, важно, чтобы на голове была корона. Рост воинов 50–75 см. Черты лица у этих многочисленных рыцарей, полководцев и солдат мало акцентированы, так как в битвах слишком выступающие или слишком тонкие части моментально расплющатся, не выдержав ударов тяжелой дубины или яростных столкновений двух противников. В боях кукловоды не думают о сохранности кукол, о разбивающихся носах и т. п., они сталкивают их изо всей силы. В результате многие воины носят следы «тяжких увечий», полученных в боях.
В комплекте можно найти старинную куклу Привидения, или бесплотного Духа: на
пруте висит одна голова, под головой деревянная планшетка, от которой спускается
длинный белый балахон. При движениях прута балахон извивается, струится, планшетка ударяется о
кулисы, об пол, издавая звуки, похожие на звуки трущихся или ломающихся костей. Голова вырезана и раскрашена в
виде черепа. Входят в комплект и с десяток кукол дьяволов. Они маленькие,
черные, страшные, без подвижных деталей.
Боев в представлении много, и длятся они долго. Куклы – тяжелые, поэтому не
всякий может справиться с работой кукловода – она требует не только умения, но и
большой физической силы. Все роли играют по памяти. Их выучивают, слушая представления
старшего поколения, участвуя в них в качестве помощников. Роли знают хорошо, но
в пределах известного текста позволяется и присочинить кое-что.
Персонажи говорят языком портовых грузчиков. Крепкие словечки, двусмысленные
фразы очень ценятся публикой. Впрочем, иногда персонаж просит разрешения
выразиться покрепче – и всегда его получает. Но все же короли говорят более возвышенно и более
правильно, чем Нос и Голова. Случается даже, что принцессы и высокопоставленные
дамы вставляют в свою речь французские фразы – этим приемом подчеркивается их образованность. Но
если Нос на сцене, он обязательно бросит дамам упрек в том, что они пренебрегают
фламандским языком,– к великому удовольствию публики (фламандцы очень ревниво относятся к
своему языку).
Вообще же женские роли развиты слабо, им придается мало значения. Кукловоды,
говоря за дам, не утруждают себя тем, чтобы изменить, смягчить голос,– нередко
принцессы говорят чуть ли не басом. Но публика пушенелленкельдеров к этому приучена –
низкие голоса принцесс ее не смущают.
В представлении делают два перерыва. Во время первого на сцену выходит Косой и
просит у публики деньги, протягивая шапку. Во втором сбором денег занимаются
Нос, Голова или кто-то другой из простонародных персонажей.
Исполнители стоят по бокам сцены, за кулисами. Кулис с каждой стороны по четыре,
одновременно могут работать 6–8 человек. Из-за того что сцена довольно широкая
(по замеру Поля Жана – 1,8 м), кукловод может довести куклу лишь до ее середины.
И если персонаж должен выйти с одной стороны, а уйти в противоположную, кукловод
незаметно для глаз зрителей передает ее прут кукловоду, стоящему напротив за
противоположной кулисой.
С особым нетерпением зрители ждут больших сражений. В
них кукольники демонстрируют все свое искусство. Нос, Голова, Ян Брёйдель
сражаются с дубиной в руке. Неважно, кто их противники – короли, знатные
сеньоры, рыцари или драконы, – все они погибают от ударов «антверпенской палки»
этих героев. Представление заканчивается самой большой и «кровопролитной»
битвой, в которой Нос и Голова проявляют невероятные храбрость, силу, отвагу.
Следуют удары, раздаются боевые выкрики, стоны, предсмертные вопли погибающих,
растет куча «трупов» в глубине сцены (бои ведутся на авансцене, трупы кукловоды
отбрасывают к заднику). Являются все новые и новые бойцы, но их неизменно ждет
смерть, все они погибают от ударов дубины Носа, Головы, Яна Брёйделя. Трупы
падают друг на друга, один за другим. Вот уже целая гора мертвых высится у
задника. (Чтобы усилить впечатление, из-за кулис бросают еще и еще кукол – в
каждом театре для этого случая есть такие, ни для чего другого уже больше не
годящиеся, настолько они пострадали в прошлых сражениях.)
Но вот враги побеждены. Звучит победный хор, и на этом представление
заканчивается. Под звуки аккордеона публика расходится. А усталые актеры
подбирают «мертвых», развешивают кукол по местам, освобождая сцену для
завтрашнего спектакля.
Далее ► Льежские кукольные театры
Главная ► Мода и история театра