История театра кукол Франции позволяет коснуться еще одного вида европейских
кукольных представлений, о котором не говорилось в очерке об Италии. Этот вид
называют «теневым театром». Но во Франции, а затем и во многих странах Европы, в
том числе и в России, представления этого рода называли «китайскими тенями».
Этот термин наводит на мысль о том, что техника теневого театра была
заимствована у китайцев, в стране которых теневой театр был чрезвычайно
популярен и известен с древних времен.
Знакомство европейцев с китайским искусством и волна увлечения им приходятся на
начало XVIII века. Видимо, к этому времени, или чуть позднее, можно отнести и
появление первых теневых спектаклей. Скорее всего это произошло на французской
почве. Правда, среди немецких историков кукольного театра была высказана и
другая точка зрения: теневой театр был занесен на юг Европы арабами,
заимствовавшими его, в свою очередь, у турков. По этой гипотезе появление
теневых представлений в Европе относится к концу средних веков. Следует все же
заметить, что «турецко-арабская» гипотеза не объясняет, почему занесенный
арабами театр стали называть в европейских странах «китайскими тенями» (в Турции
теневые представления называют по имени главного их героя – «Карагёз»).
В Европе теневые представления не были так широко распространены, как представления перчаточных кукол или марионеток. Хотя они и привлекали публику в XVIII–XIX веках, а некоторые кукольники, освоившие эту технику, даже прославились, европейской традиции теневого театра не сложилось, он не стал подлинно народным и не пустил глубоких корней в Европе. Переняв основной принцип – показ силуэтов через полотно белого экрана, в деталях европейские кукольники отходили от восточных способов показа довольно далеко. Так, если в теневых театрах Азии всегда работают с кожаными куклами и управляют ими с помощью тростей, то европейские кукольники заменяют дорогую кожу картоном, жестью, используют иногда объемных кукол и даже живых актеров, отбрасывающих тени на полотно. Кроме того, шло развитие механики управления куклами, куклы превращались в механические, вместо разнообразных выразительных движений они делали (как и куклы последнего этапа крешей) однообразные, повторяющиеся жесты. Например, на экране появлялся музыкант-цимбалист, бивший палочками по цимбалам; выходил точильщик ножей и равномерно нажимал ногой на точильный станок; охотник стрелял из ружья. Владельцы теневых театров придавали большое значение свету, они ловко манипулировали разноцветным освещением экрана (ставили перед светильником разные цветные стекла-фильтры); придумывали разные трюки с превращениями, морскими бурями, восходами солнца и прочими постановочными эффектами.
Далее ► Описание театра теней
Главная ► Мода и история театра