Входя в «Театр Леопольда», вы попадаете в чистую комнату с белыми муслиновыми занавесками на окнах. У стены станок оружейника. За ним работает красивый и крепкий парень, сын Леопольда. Но он не изготавливает оружия – на станке делают кукол и их доспехи. В этой комнате живет семья. Справа – дверь в зрительный зал. Его длина – метров шесть, ширина – три. Дубовые старые скамьи поднимаются амфитеатром от подножья сцены до середины противоположной стены. Справа вдоль всей комнаты – проход, ведущий за кулисы. На дальние от прохода места залезают кто как может. Над дверкой, скорее лазом за кулисы (шириной 40 см, высотой 60 см) находится что-то вроде амвона, который, казалось бы, сделан для кукол, но служит местом для оркестра. Музыканты сидят там, как китайские фарфоровые фигурки на этажерке. Оркестр состоит обычно из барабана, называемого «походным», поскольку главное его назначение – отбивать шаг армии при походе и сопровождать барабанной дробью сражение. В дни гала-представлений (в особо торжественных случаях) он подкрепляется треугольником и гармоникой.
Сцена «Театра Леопольда» приподнята сантиметров на тридцать, очень чистая. Черные бархатные фризы усеяны звездами из разноцветной фольги. В остальном она похожа на сцену любого другого театра. Зрители видят действие в раме высотой метр с четвертью и шириной около двух. Глубина сценической площадки полтора метра. По бокам она ограничена полуметровыми кулисами. Как и в Антверпене, сцена остается пустой, лишь изредка выставляется детский стульчик или игрушечная кроватка. Освещается театр двумя керосиновыми лампами, одна висит в зале, другая на сцене.
В театре пять или шесть декораций-задников, написанных на полотне («Настоящим художником», – с гордостью говорит хозяин). Еще одна декорация намалевана самим кукольником на деревянном щите – его используют в больших сражениях, где полотняный задник неминуемо был бы порван. Боковые декорации, написанные на кулисах, никогда не меняются, и случается, что в зале дворца Карла Великого растет лес, а в морском эпизоде по бокам расстилается океан домиков и церквей. Для морских картин есть приспособление: снимают пол сцены, образующееся углубление в 30 см заменяет море, по которому плывет корабль.
За кулисами вдоль стен развешаны куклы. Их семь или восемь сотен. Впрочем, этому
можно не удивляться – ведь каждый деревянный актер является неизменным
персонажем. Вот эта кукла представляет Карла Великого, эта – Роланда, а эти
четыре – сыновей Эймона. Только самым незначительным куклам позволяется
выступать в разных ролях.
Старая льежская кукла сделана из слегка обтесанного бруска дерева (ели, дуба,
ясеня). Голова и рыцарский шлем вырезаются вместе с торсом. Лицо почти плоское,
две небольшие выемки, получаемые несколькими ударами перочинного ножа,
обозначают щеки и нос в греческом стиле. Глаза, волосы, рот и борода нарисованы
прямо на гладком дереве, без всякого рельефа. Ступни ног и кисти рук болтаются
на концах плоских и пустых штанин и рукавов, прибитых гвоздиками к корпусу.
Приводится кукла в движение единственным прутом, выходящим из ее макушки и
загнутым на конце крючком. Эта простейшая конструкция предельно ограничивает
движения куклы, лишает ее жеста. Но льежские кукольники ухитряются создавать
нечто похожее на человеческую походку, изображать марширующего солдата. Для
этого одна нога куклы делается чуть короче другой. Зрителям разница незаметна, а
кукольник, опирая куклу на удлиненную ногу и чуть-чуть потряхивая прут,
заставляет вторую ногу раскачиваться как маятник – вот кукла уже и марширует.
Ходят куклы, переваливаясь с одной ноги на другую, как и сицилийские или антверпенские.
Далее ► Описание льежских кукол
Главная ► Мода и история театра