К концу XIX века положение народных кукольников было плачевным. Народный театр кукол отмирал. И, как во многих европейских странах, в тот момент, когда народные английские куклы доживали последние дни, их спасением занялась артистическая интеллигенция. Через этот этап истории прошли кукольные театры почти всех европейских стран, в частности и в России через него лежал путь к современному кукольному искусству. Связующим звеном между традиционным народным театром кукол и современным оказались любительские спектакли, создававшиеся в кругах наиболее образованной части британского общества. В 1897 году художник Артур Симмонс опубликовал статью «В защиту кукол». В 1907 году выходит программная статья Эдварда Гордона Крэга «Актер и сверхмарионетка».
В 1908 издатель музыкального словаря Фалер Митлэнд открывает в одном из лондонских биллиардных залов театр кукол – любители играют пьесу Мориса Метерлинка «Там, внутри». В 1910 году группа художников показывает в Йоркшире «Доктора Фаустуса». В 1914 Гаир Уилкинсон, также художник, изготавливает комплект кукол, ставит с ними спектакль и разъезжает с ним по всей стране. Начинает выступать с куклами Олайва Блэкхэм, ставшая впоследствии известной профессиональной кукольни-цей и автором книги по кукольному театру.
После первой мировой войны успешно выходит на эстраду с марионеточными номерами Уильям Симмонс. Так снова появились на Британских островах кукольники-профессионалы. Вскоре число их оказалось настолько значительным, что они объединились в союз – «Гильдию британских кукольников». Это произошло в 1925 году.
В настоящее время в Объединенном Королевстве, как называют часто свою страну британцы, насчитывается больше восьмидесяти кукольных трупп. Из них около тридцати продолжают давать представления Панча. Труппы обычно маленькие, состоят из одного-двух-трех человек, выступают в школах, больницах, приютах, в кукольных центрах, на телевидении. Кукольные центры создаются при поддержке местных властей. Им отводят специальные помещения, в которых есть небольшие зрительные залы, мест на 50–200, комнаты для занятий, где проводятся практические курсы обучения, а также читают лекции. Постоянных зданий, за очень редким исключением, у британских кукольников нет.
Далее ► Тотемы и куклы индейцев Америки
Главная ► Мода и история театра