История моды маски куклы костюма

Змеиные тотемы и куклы индейцев

Распространенным приемом у шаманов индейских племен был танец со змеями; до нас дошло несколько его описаний. Шаманы племени квакиютль исполняли танец с мифическим змеем, которого называли «Сисиютль». Шаман обращал к змею заклинания. Куклу змея он прятал сначала в рукаве, постепенно вытаскивая ее длинное тело наружу. Затем змей как бы отлетал от него, но он схватывал его и, казалось, заглатывал. После этого шаман начинал корчиться, давиться, плевать кровью, как бы пытаясь выхаркнуть змея. Наконец он освобождался от Сисиютля.

Технику этого «номера» объясняют так: у шамана имелись две одинаковые куклы змеев. Одну он прятал в рукав и потом вытаскивал, заставляя извиваться в своих руках. Вторая кукла управлялась нитями, переброшенными через потолочную балку помещения, где плясал шаман, и спускающимися к стоящим в темных углах помощникам шамана. Эта вторая кукла летала вокруг шамана в воздухе (правда, остается неясным, была ли она первоначально также спрятана в одежде шамана или спускалась сверху). Перед выступлением шаман закладывал в рот маленький кожаный мешочек, наполненный кровью только что убитого животного, и когда змей якобы заползал ему в рот, он раскусывал мешочек и отплевывался настоящей кровью – только не своей.

Подмена одной куклы другой, их появление и исчезновение были, вероятно, хорошо отработаны, заставляя зрителей верить в чудесного змея и в особую власть над ним шамана. Смысл этого танца объясняется через мифологию квакиютлей. В ней змей Сисиютль предстает духом войны, помощником воинов. Его взгляд смертоносен для врага: если вражеский воин посмотрит на Сисиютля, он тотчас умрет или превратится в камень. Сисиютль занимает важное место в ритуальных танцах воинов. Его изображения украшают одежды воинов (головные уборы, пояса), их оружие и другие предметы. Обычно Сисиютля изображают двухголовым – вторая голова находится на другом конце его тела, вместо хвоста.

Другой тип танца со змеем описан у племени хопи. Танцовщик надевал на лицо маску, а полую куклу-змея на одну руку, как рукав. Чтобы зрители не догадывались, каким образом извивается змей, к плечу танцовщика привязывалась ложная рука, которая свободно болталась во время танца. В танце змей как бы обвивался вокруг головы и тела танцовщика. По одному из толкований, маска танцовщика изображала бога Солнца. Танец включался в весенний обряд хопи, связанный с обеспечением хорошего урожая.

Далее ► Куклы-тотемы индейцев

Главная ► Мода и история театра