Котта – нижнее платье, явилось прообразом котарди. Женская котта полностью закрывала ноги, а иногда имела и небольшой шлейф. Изначально рукава котты были цельнокроеными, позже они стали кроить рукава отдельно и пришивать их. Их не вшивали, а надевали непосредственно на тело, прикрытое рубашкой, и привязывали или пристёгивали в нескольких местах у плеча.
На этих иллюстрациях из книги "Костюмы всех народов с древнейших времен до девятнадцатого века: демонстрация одежды представителей королевских, церковных, дворянских, военных, судебных и гражданских сословий" (издание 1882 года, Генрих Сотеран, Лондон) художника и костюмера Королевского придворного театра Альберта Кречмера и историка Карла Рорбаха приведены виды платьев дам в средние века, в том числе котта и котарди.
В средние века, воспользовавшись этим обстоятельством, портные быстро приспособились делать по нескольку пар разноцветных рукавов к каждому платью. Поскольку фасоны и покрой рукавов для мужской и женской одежды были одинаковы, ими охотно обменивались влюбленные, через вещь получавшие "доступ к телу" своего избранника или избранницы.
На турнирах, постепенно превращавшихся в увлекательный спектакль, восторженные зрительницы прилюдно срывали с себя рукава и дарили их вместе с лентами и кошельками особо приглянувшимся бойцам. У любой котты рукава были сужающимися к запястью. Дополнительное облегание от локтя до запястья достигалось с помощью шнуровки или мелких пуговиц. Книзу котта расширялась за счет добавления клиньев, идущих от талии либо от проймы. Вырез горловины был достаточно невелик, поэтому разрез спереди скреплялся у горла с помощью аграфа, либо завязки.
Эта замечательная вещь заменила примитивные варварские туники и слишком женственные одежды XII столетия. В меру широкая и длинная, котта шилась из яркой материи: в XIII веке предпочитали зеленый, голубой и красный цвета; в первой половине XIV века – розово-фиолетовый, зеленый, синий, до десяти оттенков коричневого.
Мужская котта могла быть длиной до щиколоток или до середины икр, женская не только полностью закрывала ноги, но и имела небольшой шлейф. Домашняя котта знатной дамы шилась из шелка, особенно для повседневной носки, поскольку для выхода из дома в будни подбирали более скромную одежду.
В котте допустимо было ходить дома или при близких людях. Любая котта должна была облегать верхнюю часть тела; иметь узкие рукава, которые приходилось шнуровать от локтя до кисти или пришивать на них множество мелких пуговиц, сочетавших практическую и декоративную функции; юбку, расширяющуюся к низу за счёт боковых клиньев.
Главная ► Мода и история театра