Вторая половина XVIII столетия, начиная примерно с 1760 года, знаменуется спадом искусства рококо, заметной усталостью от чрезмерной декоративности стиля. Начало этого периода отмечено возвратом интереса к античному искусству, поисками прекрасного в безыскусной природе, обращением к простоте и скромности.
Туалет дамы. Картина художника Луи Леопольда Буальи.
Если духовная сторона века отмечалась разноречивостью, то в области экономики Европа была единообразной. Капитализм, начав свое бурное развитие в Англии, медленно, но верно завоевывал Европейский континент. Его первейшим завоеванием явился прогресс текстильной промышленности. Появление на рынках мира дешевых тканей – хлопчатобумажных, гладких, а затем узорных, – совершенствование ткацких станков и выпуск более дешевых шелковых и шерстяных тканей сделали свое дело: мода спускалась с привилегированного пьедестала, растекаясь по улицам городов.
Демократизм моды шел сверху из аристократических кругов Англии не альтруизма ради, а в поддержание престижа земельной аристократии, теснимой капиталистическим городом. «Милая простота» вкупе с интересом к природе, с данью науке – ботанике, которая благодаря открытиям Линнея стала модной в кругах аристократов, своеобразно проявлялась на практике.
Портрет баронессы леди Мэри Фокс. Художник Батони Помпео Джироламо, 1767 год.
Документ, датированный февралем 1741 года в Лондоне, свидетельствует: «Туалет герцогини Куинсбери понравился мне больше всех; он был из белого атласа с вышивкой : по подолу юбки – коричневые холмы, покрытые всеми видами полевых трав, а с каждого бока вышит коричневой синелью старый пень, доходящий почти до верха юбки – весь расщепленный и обвитый вьющимися настурциями, плющом, жимолостью, вьюнками, барвинком и всеми сортами ползучих цветов... которые покрывают всю юбку; обшлага были сделаны в виде узких зеленых берегов, покрытых разными полевыми травами, а рукава и остальная часть платья украшены были такими же вьющимися стеблями, как и юбка».
Контесса де Сорси Анна-Мари Фелюсьен. Художник Давид Жак Луи, 1790 год.
Удобство и прелесть «безыскусной сельской жизни», ее патриархальность и пуританская целомудренность нашли союзника в идеализированной временем античной простоте. Высокая идея обращения к простоте получила материальное подкрепление в виде тончайших хлопчатобумажных тканей (по весьма сходной цене) И с острова Альбиона отправилась в Европу, а затем и за океан английская мода. Это понятие будет всеобъемлющим и войдет в обиход как синоним удобства и практицизма, станет образцом изысканности искусства мужских портных, породит явления снобизма и дендизма. Все это будет несколько позднее, а пока... Англия первая ввела в обиход упрощенные формы одежды, легкие ткани, фрак, охотничьи сапоги, деревенские куртки и шляпы.
Далее ► Женский костюм второй половины XVIII века
Главная ► Мода и история театра