Костюм варвара
При распределении ролей принимаются во внимание не только своеобразие дарования, но и физические данные актера. Создавая эскиз, всегда необходимо присмотреться к актеру и выбрать из его «запаса» именно то, что помогло бы ему в создании внешнего рисунка роли.
Даже при такой идеальной внешности, какую имел Шаляпин, ему приходилось
думать о каждой детали. «Помню, как я одевался варягом по рисунку Серова, в
уборную ко мне влетел сам Валентин Серов, очень взволнованный, – все художники
были горячо увлечены оперой «Садко» и относились к постановке ее как к своему празднику.
– Отлично, черт возьми, – сказал Серов. – Только руки... руки женственны
Я отметил мускулы рук краской, и, подчеркнутые, они стали мощными, выпуклыми...».
Костюм как средство деформации
Костюм на сцене может деформировать фигуру актера, изменить ее не только согласно образу и возрасту, но и моде. Деформация, если речь идет не о пластическом изменении фигуры путем толщинок или накладок, осуществляется за счет изменения пропорциональных соотношений основных линий фигуры и особого кроя костюма, перемещением линии талии, разнообразными формами лифа.
Наиболее простым, исторически узаконенным средством деформации формы являются как для мужчин, так и женщин корсеты. Разнообразие их видов соответствует стилевым и модным периодам времени. Корсет корректирует силуэт костюма, координирует движение рук и корпуса, определяет посадку головы, походку. Наконец, его «деспотичность» помогает актерам вживаться в образ, в буквальном смысле быть подтянутыми, стройными, сдержанными, то есть приобретать свойства, продиктованные функцией корсета.
Часто молодые актрисы, обладающие достаточно тонкими талиями, играя в пьесах Чехова или Островского, стараются обходиться без корсета. Спора нет, для современной женщины ношение корсета мучительно. Но как же «на театре» добиться изображения верной манеры внешнего поведения женщин давно прошедших времен? Как убедить зрителя в достоверности внешнего рисунка роли, как достичь органического слияния костюма с образом? Ношение корсета таит и эстетическое начало – помогает актеру выявить прекрасное в себе и прекрасное в самом облике персонажа.
Далее ► Конструкции и форма костюма
Главная ► Мода и история театра