Итак, если начать с куска ткани, минимального по размерам, то мы получим набедренную повязку, фартук. Увеличив этот кусок сообразно росту человека, можно получить следующую форму – экзомиду, или экзомис, – покров, прикрывающий торс. Бесформенный кусок грубой ткани, кожи, шкуры, скрепленный на левом плече завязкой из нитей ткани или лап шкуры, ремнем или сколотый сом (это высшая эстетическая ступень) и опоясанный на талии, – вот формула экзомиды. При этом, в зависимости от размера куска и фактуры ткани, одежда будет принимать и соответствующую форму, отражать состояние и назначение.
Костюм медузы Горгоны
Просто грубая ткань, натянутая на торс, без складок, законченная неровным подолом вытянутых или обтрепанных нитей основы, – одежда раба. (Пример : Эзоп. «Лиса и виноград». Театр им. Пушкина, Ленинград.) Так же сколотая ткань, но большего размера и потому собранная в простейшие складки – одеяние свободного человека, всадника, воина. Собранная и уложенная купой складок, дважды опоясанная с вытянутым напуском, который придает эстетическую значимость костюму, – экзомида с изображения скульптуры фриза Парфенона.
Экзомида может быть прикрыта плащом в соответствии со значением костюма: у раба – тот же кусок кожи, ткани, шкуры. Норма складок определяется только искусными руками. Мы не смогли бы определить точно количество ткани – ведь люди разные не только по росту и объему, но разные и по отношению к прекрасному. Разный тип фигуры – и разное количество складок для получения одинакового количества прекрасного. В каждом отдельном случае и норма складок не канонизирована – она творится каждый день в каждом частном случае. Вот почему можно предположить, что определенно положенные складки вызывали желание закрепить их, чтобы сохранить очарование их линий.
«...Передать способ, сотню способов, какими такая одежда сочетается с телом, распределить складки платья и плаща на плече и груди, заставить их спадать на ноги, сделать напуск поясом, придать складкам определенное направление – вот что представляет огромные трудности! Малейшее движение конечностей или самого тела изменяет и направление складок. Но ваятели Греции радостно за них берутся, чувствуя, что они на пороге творческого открытия...».
Если мы вначале разделили греческую одежду по способу закрепления ее на теле, то теперь следует раздвинуть узкие границы и ввести еще одну, очень приблизительную классификацию (более привычную для современного понимания, чем в истинном значении) – деление на одежду нижнюю и верхнюю, что, еще раз повторяю, весьма относительно. Ведь гиматий надевается и на голое тело, и на хитон. Последний скорее будет второй одеждой и никак не нижней, ибо мы в этом значении употребляем понятие белья.
Далее ► Хитон и Пеплос
Главная ► Мода и история театра