История моды маски куклы костюма

Венецианский костюм и маски

В костюмах периода первой половины XVIII века, как правило, оформляются очень многие спектакли (пьесы Гольдони, Гольдсмита, Бомарше). В пьесах Гольдони участвуют самые разнообразные персонажи от кавалеров-дворян до представителей буржуа и народа. Итальянцы в XVIII веке придерживались общеевропейской моды.

Лонги Визит
Визит. Работа венецианского живописца Пьетро Лонги, 1746 год.

В Венеции на лавной улице Мерчерие в начале каждого сезона выставляли куклу, одетую согласно последним моделям, полученным из Парижа. В своих «Мемуарах» Гольдони говорит, что всякая уважающая себя венецианка, следившая за модой, одевалась по «кукле». Что до персонажей из народа, то их одеяние было довольно простым и незатейливым, хотя и отличалось некоторой пестротой сочетаний.

У женщин обязательны были корсаж, надетый на рубашку с длинным рукавом, юбка и фартук с оборками и вышивкой, чулки и туфли. Женщины из народа в праздник надевали тяжелые верхние юбки, которые принято было сзади поднимать на голову и плечи. Тогда женщина выглядела закутанной в накидку. Так же носили верхние юбки и испанские крестьянки.

Лонги Ридотто
Ридотто. Венецианский художник Пьетро Лонги, 1780 год.

В обязательный наряд всех итальянок и венецианок входил зендале – черный кружевной шелковый, а у менее богатых – шерстяной платок, длинный и узкий. Он надевался серединой на прическу с большим гребнем, потом спускался на плечи, скрещивался на груди и проходил под рукавами на спину, где на талии завязывался большим бантом. Мужская одежда была и того проще – кафтан и жилет из простой ткани, штаны -кюлот.

Лонги Продавщица духов
Продавщица духов. Итальянский живописец Пьетро Лонги, 1756 год.

Действие «Хитроумной вдовы» Гольдони происходит на фоне венецианского карнавала. Конечно, карнавал дает возможность рядиться в любой костюм с маской, но примечательность венецианского карнавала составляют особые венецианские костюмы мужчин и женщин. В них могли появляться и в любой национальный праздник и в дни торжеств. Эти костюмы хорошо известны нам по картинам Д. Тьеполо, Каналетто, Ф. Гварди и П. Лонги: на голову надевался черный шелковый или кружевной капюшон (баута), закрывавший ее всю, за исключением лица, и падавший на плечи поверх плаща (табаро), черная треуголка поддерживала на лбу твердую маску из белой клеенки с гротескным птичьим профилем. Маска снималась просто: приподнимали шляпу-треуголку, ее поддерживающую, и маска оставалась в руке. Поэтому венецианцы в масках здоровались только жестом руки, а иностранцы, непривычные к костюму, иногда снимали шляпу, и маска у них падала, к великому удовольствию толпы. Бауту снять было трудно, ее можно было только спускать на шею, что открывало голову совсем. На плечи под бауту накидывался длинный плащ, черный или красный, редко серый. На ногах белые чулки и черные открытые туфли с пряжками. Костюм был одинаковый для мужчин и женщин, с той только разницей, что на мужчинах были короткие атласные панталоны, а на женщинах – такие же юбки. Когда не хотели закрывать лицо, маска снималась и закладывалась за поля треуголки. Узнать маску с закрытым лицом по каким -либо условным признакам считалось неприличным. Обращались к маскам всегда одинаково: «синьор маска», «синьора маска».

Далее ► Костюм второй половины XVIII века

Главная ► Мода и история театра