В последней четверти XVII века история женского костюма прошла по точно определенным двум путям: создание форм придворного платья и платья буржуазного, то есть такого, каким его приспособили буржуа к своему образу жизни и понятию красивого.
Герард Терборх, Туалет дамы.
Институт искусства, Детройт.
Общий силуэт и характер костюма. Маленькая изящная голова со связанным на
затылке узлом волос и спускающимися от него двумя длинными локонами покоилась на
длинной шее и обнаженных плечах.
Стан затягивался в искусно сделанный корсет на металлических прокладках.
Тонкая до пределов возможного талия переходила в
небольшую колоколообразную юбку. Юбок было несколько, делались они из плотного,
но не тяжелого материала. Костюмы имели точно определенное сезонное выражение:
для зимы – из толстых тканей с мехом, накидками, пелериной, для весны и лета –
из более легких тканей. Таков общий характер костюма.
Корсет отделывался нарядной тканью, украшался наслоением из бантов и лент и надевался отдельно, но так, чтобы его «чистовая» часть была открыта. Сверху надевалось платье, а под него юбка, украшенная горизонтально положенными оборками – кружевами, другой тканью. Верхнее платье (роб) в придворных туалетах оканчивалось шлейфом, задрапированным с одного бока и ниспадающим далеко назад. Шлейф мог быть также задрапирован двумя симметричными подборами и тогда делался на цветной подкладке, что усиливало и без того внушительное в цвете впечатление от костюма, сделанного из дорогой парчи, брокатели (парча с мелким бархатные узором), тафты, атласа. Такое платье называлось королевским.
К придворному туалету полагались прическа и чепец «фонтанж», названный по имени изобретательницы его м-ль Фонтанж. Это сложное сооружение из проволоки, лент и локонов одно время было обязательным при дворе, хотя и доставляло много неприятностей, так как постоянно сползало набок и грозило развалиться. С подобным убором поневоле приходилось соблюдать неподвижную величественность, хотя он как нельзя более гармонировал с громадными мужскими париками. Их носили даже дома с так называемыми неглиже – домашними утренними пеньюарами, накидками, домашними кружевными передниками.
В прохладную погоду дамы набрасывали сверху накидки и плащи, а руки прятали в меховые муфты, которые с легкой руки Людовика XIV стали обязательной частью туалета и мужчин. Как-то на параде он замерз и попросил у рядом стоящей дамы муфту, а назавтра все явились ко двору с висящими на длинных шнурах меховыми муфтами.
По-иному выглядели костюмы буржуазок, такие же по силуэту, но с полным отсутствием излишеств, из более простых и однотонных тканей. В этих костюмах наблюдалось уже изящество – качество, столь необходимое для перехода к новому веку с его новыми эстетическими требованиями.
Далее ► Костюмы XVII века в картинах художников
Главная ► Мода и история театра