История моды маски куклы костюма

Исторические особенности моды XIX века

...Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!..

Александр Блок. «Возмездие».

История костюма и моды XIX века полна драматизма и очень наглядна в своем отражении эпохи. Становление капиталистического производства, небывалый расцвет международной торговли, рост богатства на одном полюсе общества и обнищание – на другом, проникновение капиталистических отношений в сознание людей и классовый антагонизм, революционные потрясения, экономические взлеты и падения, забастовки, колониальная политика и дипломатические войны – все это как тончайшим прибором улавливалось механизмом моды. Искусство костюма предоставило небывалое по размаху поле деятельности самым различным областям производства, связало страны узами монополий и торговли, твердо установило господство международной моды.

Быстрый рост промышленности в странах Европы, многочисленные смены направлений в искусстве, конкурентная борьба отраслей производства моды и конкуренция в торговле, появление на рынках новых тканей и всех компонентов костюма – вот пружина экономического и художественного двигателя моды. Но есть еще одна влиятельная пружина в этом сложном механизме: потребители моды – главным образом женщины.

С вступлением в свои права XIX века практически сразу в обществе появились новые, «внешние» взаимоотношения мужчины и женщины. Во все предыдущие эпохи мужчина покорял своим внешним видом женщин: у него, как у фазана, было «броское оперение», и его костюм нередко создавался с расчетом на эффектнейшую подачу его мужского достоинства, импозантность экстерьера и блеск декорации. Иное дело в XIX веке. Мужчина стал хозяином. Он состоятелен и за соответствующую сумму «покупает» себе жену, как купил бы понравившуюся дорогую вещь в магазине. Для такой покупки не нужна импозантность покупателя, важна только его платежеспособность.

Бесправие женщины, ее полная зависимость от мужчины, узкий круг ее возможностей, ограниченный кухней, нарядами, детьми и церковью (четыре «К» – кюхе, киндер, клейдер, кирхе – нем.), духовно обедняли ее. «Мир всеобщих интересов – это жизнь общественная, художественная, сциентифическая – все это для мужчины; а у бедной женщины ничего нет, кроме ее семейной жизни. Она должна жить исключительно сердцем, и ее мир ограничен спальней и кухней... Девятнадцать столетий христианства не могли научить людей понимать в женщине человека».

Для большинства девушек города, да и деревни тоже, удачное замужество означало не брак по согласию и любви, а удачу в материальном обеспечении, неприкрытую куплю-продажу. В какой -то мере это сулило относительную независимость. И только очень обеспеченная наследница могла в своем кругу искать удачи в браке, но и здесь преобладал голый расчет в приобретении титулов и приумножении богатства, поскольку именно оно давало право занять достойное место в буржуазном обществе.

Обратить на себя внимание – задача, перед которой поставлена женщина. И она, попирая свое достоинство, всеми правдами и неправдами стремится стать достойной внимания. Сколько энергии, выдумки, обманов, изворотливости, сил духовных и физических растрачивалось на то, чтобы быть прекрасной, единственной, быть избранной.
В общем, мода, искусство костюма превратились в XIX веке в высокоорганизованную промышленность, извлекавшую огромную прибыль из всех страстей, порожденных неравенством социальным и правовым и стремлением любой ценой преодолеть это неравенство.

Усовершенствованная текстильная промышленность заполнила международные рынки разнообразными тканями, цены которых были рассчитаны на разные покупательные способности. Ткани отделывались самым «завлекательным» образом: дорогие с изысканным рисунком и дешевые, убожество которых компенсировалось их броской расцветкой и «оригинальным» узором. Никогда ни одна мода не была такой изощренной в части отделок, как мода XIX века. Тесьма, синель, бахрома, галуны, пуговицы, бисер, металлические украшения, искусственные цветы, ленты, кружена, шали, платки – все это далеко не полный перечень предметов, необходимых при создании костюма.

Только в России в XIX веке ежегодно открывалось более сотни больших и маленьких фабрик, производивших гладкие, с ткацким и набивным узором ткани, платки, шали и многое другое. Конкурируя между собой, эти производства зорко следили за модой, изощрялись в желании приобрести более широкий круг покупателей, и, изобретая новое, они в свою очередь делали возможной более быструю смену моды. Магазины, как молох, заглатывали деньги, выжимая их с одинаковой легкостью из богатых кошельков и из бедных. Мода для женщин XIX века – рабство, в котором они пребывали почти всю жизнь.

Далее ► Костюм XIX века – визитная карточка его обладателя

Главная ► Мода и история театра