В станковой живописи, фресках и алтарных картинах художников эпохи Возрождения в качестве ведущей черты образа человека нового времени выдвигается понятие virtu или понятие доблести, которое имеет очень широкое значение и выражает действенное начало в человеке, целенаправленность его воли, способность к осуществлению своих высоких замыслов вопреки всем преградам.
Витторе Карпаччо. Молодой рыцарь,
1510 год, фрагмент. Музей
Тиссен-Борнемиса, Мадрид.
Джованни Батиста Морони. Портрет
синьора, 1550 год. Национальная
галерея, Лондон.
Антонис Мор. Портрет короля
Филиппа II, 1557. Монастырь
Сан Лоренцо, Эскориал.
В Италии, в отличие от других европейских стран, очень рано сложился эстетический идеал человека эпохи Возрождения, восходящий к учению гуманистов о совершенном человеке, в котором гармонически сочетаются красота и сила духа.
В живописи художников ренессанса очень мощно отражена телесная красота и сила духа человека homo universale, как в изображении живописцами обнаженной натуры, так и в создании портретов современников в платье и костюме Возрождения.
По своей продуктивности эпоха Возрождения, охватывающая в Италии около трех столетий, вполне сопоставима с целым тысячелетием, на протяжении которого развивалось искусство средневековья. Огромные соборы, великолепные патрицианские дворцы и виллы, произведения скульптуры во всех ее видах, фресковые циклы, алтарные композиции и станковые картины, рисунок и гравюра, рукописная миниатюра и только что возникшая печатная графика, костюмерное, декоративное и прикладное искусство во всех его формах – не было, в сущности, ни одной области художественной жизни, которая не переживала бы бурного подъема в эпоху ренессанса.
Ганс Гольбейн. Французский посол Жан де Дентвиль, 1533.
Фрагмент картины. Национальная галерея, Лондон.
Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони, 1488.
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.
Рафаэль. Иоанна Арагонская, 1518 год.
Музей Лувр, Париж.
Лоренцо Лотто. Портрет дамы в образе Лукреции, 1533.
Национальная галерея, Лондон.
Ян Госсарт. Портрет знатного бургундца, 1528.
Картинная галерея, Берлин.
Тициан. Виоланта (Красавица Гатта), 1514.
Музей истории искусства, Вена.
Якопо Понтормо. Юноша с алебардой, 1530.
Собрание Стилмена, Нью-Йорк.
Пьеро ди Козимо. Мария Магдалина, 1490 год.
Галерея античного искусства, Рим.
Далее ► Костюмы XVII столетия
Главная ► Мода и история театра