«Рядись, во что позволит кошелек,
Но не франти – богато, но без вычур.
Во Франции ж на этот счет средь знати
Особенно хороший глаз...»
Шекспир. «Гамлет».
Костюмы английского Возрождения – это костюмы пьес Шекспира. «Виндзорские проказницы» – классическая в этом отношении пьеса. Давайте попробуем проследить процесс работы над костюмами «Виндзорских проказниц». Это не «придворный» спектакль с костюмами аристократии. Английские буржуа разыгрывают перед вами комедию «добродетели». Их мир прочен и добротен, они сами в меру бережливы, домовиты и хозяйственны. Мужчины не одеваются в шелк и бархат, а предпочитают прочное сукно и тонкую шерсть. Их платье не изобилует разрезами и украшениями, а прически и шляпы не следуют строго моде. Вы знаете, что носили в Англии во времена Шекспира: плотные дублеты (камзолы), короткие и полудлинные широкие штаны, кожаные чулки и мягкие туфли, накидки и плащи.
Костюм королевы из пьесы Шекспира
Сэр Генри Форд и мистер Пэдж не франты, но и не игнорируют моду. Им подойдет одежда попросторнее и подобротнее: сукно, и не очень яркое, скромный воротник, наверное, стоячий с отложными концами. Волосы «колбой» или просто ежиком. присмотритесь (чтобы костюмы «ожили», подберите ткани разной фактуры), никогда не делайте спектакля «из одного куска». (Фланель, байка, бязь, дешевая шерсть, вельвет, диагональ, по -разному окрашенные и после шитья прописанные, могут создать разнообразие в восприятии поверхности.) За последнее время появились объемные фактуры среди хлопчатобумажных тканей – жатые ситцы и сатины ; они, прописанные цветом и посаженные на подкладку, создадут со сцены иллюзию необычной ткани. Помните, что настоящие ткани часто проигрывают на сцене рядом с дешевыми, но хорошо обработанными. Фактура может подсказать и характер обработки – прорисовать, простегать имеющуюся ткань, протрафаретить ли ее или просто расшить тесьмой.
Нужно помнить также, что все мужские одежды типа пурпуэн, плотно прилегающие к телу, всегда не только простегивались, но и сажались на двойную и тройную подкладку, что давало возможность превратить поверхность их в гладкую округлую и немнущуюся форму (что и требуется в идеале). Хотя и в конце века на пурпуэне (камзоле) крылышки были обязательны, они отличались по форме: округлые, плоские, с прорезями, гладкие, двойные и т.д. Вот уж возможность разнообразия! А теперь проложите (в несколько рядов) тесьму на пурпуэн вдоль бортов, на баске и на крылышках. Можно то же самое сделать вдоль всего пурпуэна или поперек, и по диагонали. Помните, что в самой простой отделке есть всегда множество вариантов, которые, как и сейчас, были в распоряжении у портных XVI века, да и всех времен вообще. Не шили же они всем одинаковые одежды? Отнюдь нет. Так же, как и вы сейчас, они были ограничены модой и фасоном и вынуждены были ломать голову над возможностью отличить колет-камзол мистера Пэджа от камзола мистера Форда.
Так и театральный художник должен работать в поисках разнообразия в цвете,
отделке и фактуре костюма. Если же вы художник, основательно изучивший материал
костюма (я считаю, что изучать можно, только прорисовывая каждую деталь и
форму), то и к вам придет время, когда вы сможете сами фантазировать на тему
исторического костюма, осовременивая его своеобразной фактурой, имитацией
рисунка ткани и т.д. Часто костюмы упрощают в цвете, отделке и фактуре, не
всегда при этом сохраняя чистоту силуэта, точно адресующего костюм ко времени
действия пьесы. Комедийные костюмы могут строиться на контрасте: на худом и
высоком – не в меру просторный костюм, а на толстом – узкий. На актере
маленького роста короткий колет и короткие шарообразные штаны всегда несут в
себе комедийный элемент своим несоответствием и утрировкой. Надо помнить, что
несоответствие должно быть идеально выполнено, в противном случае актер будет
плохо одет или, что еще хуже, «наряжен». Попробуйте поищите форму воротника:
можно два сразу на одном пурпуэне, можно стойку, можно и распахнутый, гладкий и
обшитый, из полотна или из шелка.
Пуговицы: гладкие, цветные, круглые и шарообразные, металлические, деревянные,
обшитые тесьмой и сделанные из тонкой проволоки с цветной эмалью.
Штаны: короткие, шарообразные, сделанные из двух частей, на одном поясе; они
могут быть из лент разной ширины, с невидимой и видимой подкладкой, простеганные
узором полосой и елочкой, собранные буфами (как шторы маркизы), одни или со
вторыми, узкими штанами из этой же ткани.
Рукава: гладкие, прошитые тесьмой, стеганные узором, с прорезями, с буфами,
продольно прошитые, прошитые поперек, с цветной тесьмой и с вышивкой.
Кожаный или суконный чулок, схваченный подвязкой выше колена или под коленом.
Мягкие туфли или мягкие сапоги.
А шляпы ? Нашим героям (шляпы) попроще : войлочные, шелковые или суконные, с
высокой тульей и широкими полями, прямыми, загнутыми, с лентой на тулье, шнуром,
розеткой, с тульей, похожей на сливу или дыню. Да можно ли все перечислить?
Когда у вас готов арсенал рисунков деталей, творите костюмы. Не бойтесь
«сочинить» тогда от себя, творите только так, как вы бы представили себе
человека, одетого в костюм XVI века, вдруг пришедшего к вам в гости! Итак, мы
наградили мистера Пэджа и мистера Форда деталями костюма и отделкой.
Принимайтесь за Фальстафа. Этот персонаж если даже и одет в лохмотья, то в
лохмотья придворного платья. Поэтому обратитесь к рисункам Гольбейна и других
художников, работавших при дворе Генриха XVIII и Елизаветы. Шелк и бархат, парча
и сукно, длинные чулки-трико, плоская шапочка, берет, а может быть, ухарский ток
с эгретом и пером. Обязательно плащтапперт без рукавов или с короткими буфами,
неизменный пояс на месте прикрепления баски.
Кто знает, как вы увидите Фальстафа, но он обязательно должен отличаться от
других мужчин пьесы.
И наконец, юный франт Слендер, он -то понимает толк в костюме. Он даже может украсить себя ниткой жемчуга, и не одной! Наденет немыслимых цветов пурпуэн, и воротник у него может быть особенный, как испанская фреза, большая и жесткая, и умопомрачительные банты на туфлях, на токе или шляпе. Короткий испанский плащ и много вышивки, разрезов, буфов – и все это, как у всех щеголей всех эпох, отличается чрезмерной модностью (например, штаны-шары жесткие и геометрически правильные). В наше время для того, чтобы их сделать, нужно к обыкновенным, плотно сидящим на теле трусам пришить два полушария, оболочка которых подбита поролоном, сверху покрыть их чехлом, который в свою очередь, уже можно покрыть лентами из ткани костюма. И конечно, в разрезы штанов продеты шпага или кинжал, ключ или кошелек на перевязи. И все это может варьироваться как угодно. Ведь даже ленты штанов можно отделать тысячью способов: разрисовать, отрафаретить, нашить тесьму, наколоть металлические украшения (бляшки, гвоздики), украсить бантами из лент, оканчивающихся наконечниками из металла... Франты времен Шекспира носили дамские драгоценности: ожерелья, серьги, броши (кстати, это же было широко распространено и в 1969–1973 годах).
Далее ► Театральные костюмы эпохи Возрождения
Главная ► Мода и история театра