Поскольку придворному, служивому и прочим чинам аристократии приходилось вести двоякий образ жизни – деятельный и официальный (степенно неподвижный), то и все внешнее убранство жизни соответственно раздваивалось. По характеру деятельности можно было бы разделить одежду на удобную и неудобную. К первой относилась домашняя и легкая, ко второй – официальная служивая. Как и все русское одеяние, она делится на глухую одеваемую через голову, и распашную, разрезанную спереди. Но, как и полагается мужчине, у которого есть штаны, верхняя одежда могла быть короткой и длинной. Вся официальная одежда принадлежала к длиннополым одеяниям, плотным, больших объемов (и в этом качестве была равной женской одежде и по названию, и по назначению, и по декору или декоративным свойствам).
Александр Головин
Портрет Федора Шаляпина
в роли царя Бориса Годунова
Художник Виктор Васнецов
Иван на сером волке
Фрагмент картины
Самый роскошный и торжественный царский наряд – Платно, соответствующий саккосу, мог быть и глухим, и с застежкой, но сотворенный из драгоценной золотой парчи или аксамита – объемной ткани с рисунком, образованным золотыми выступающими петлями, комбинацией разрезного и неразрезного бархата, – был аналогичен архитектурным сооружением. Неподвижное и тяжелое, как скафандр, украшенное кружевом, с 11 пуговицами (без нашивок) из каменьев и жемчуга, одеяние как бы «монументализировалось». Эта выпуклая объемная ткань послужила вышивальщицам образцом для подражания шитья аксамичного (отчего и название «аксамит»). На шее покоилось бобровое ожерелье, в выходах – бармы. Царское платно, как и царский становой кафтан, хранился на казенном дворе в отделении большой Казны вместе с регалиями большого наряда – Золотым крестом на золотой цепи, Шапкой Мономаховой и Диадемой (круглым ожерельем), Скипетром, Яблоком золотым с крестом – Державой и т.п.
Каждый из этих предметов подвергнут декоративной обработке, особенность которой заключается в их золотом убранстве. Эта реальная и единственная форма бессмертия материального предмета, знакомая большинству народов, с особой силой проявилась в христианизированной Руси. Она как успокоительная сила, как первый охранитель бережно запаковывает драгоценные иконы в броню золотого оклада. Сама драгоценность письма иконы, естественно ценимая, не хоронилась, но укрывалась и оберегалась, как языческий оберег хранил дом и все, что дорого было человеку. Это охранение и «система оклада» господствовали, как правило, и во всей пышной и богатой декорации придворного и церковного быта. Она совпадала с древней традицией оберегов, с его орнаментальным охранительным покрывалом, наброшенным на все близкое и дорогое. И оклад драгоценной книги, и оклад церковного потира и наконец, оклад одежды – драгоценного охранителя царственной особы и ее близких. Единство средств и способов декорации соединяло весь предметный мир как придворного, так и церковного быта, спускался в боярские хоромы. Эта же система мышления объединяла и крестьянское жилище в резьбе деревянных предметов, в господстве «убранной челноком» ткани укрывающей в равной мере дом и людей.
Единство стилевого восприятия было обеспечено скрупулезностью, с которой «обряжался» каждый предмет, каждая деталь, в убранстве которой вмещалось значение самостоятельности предмета. Пуговица – маленькая часть от целого – в единственном числе представляла законченное произведение искусства, усилиями мастеров сотворенное по правилам и не меняющимся в масштабе. И скань, и чернь, и финифть, и золотое литье – все, исполненное значения в одной маленькой доле целого, превращало это целое в «оркестровый» единый декоративный организм.
На чурилушке одежица снарядная:
На головке шапка мурманка – золотой вершок,
На ногах сапоженьки – зелен сафьян,
Прядечки серебряны, шпеньки злаченые,
На плечах могучих кунья шубонька
Что одна ли строчка чиста серебра,
А другая строчка красна золота,
Петельки прошиваны шелковые,
Пуговки положены злаченые,
Да во тех во пуговках шелковых
Вплетено покрасней по девушке,
А во тех во пуговках злаченых
Вливано по доброму по молодцу,
Как застегнутся, так и обоймутся,
Как порастегнутся – и поцелуются.
Былина «Дюк Степанович».
«Книга Былин», издание Ступина, 1907 год.
Далее ► Мужская одежда допетровской Руси
Главная ► Мода и история театра