Подобное происходило и со «средними», или «вторыми», одеждами, именуемыми шубами накладными или столовыми (в них выходили к столу). Князь Верейский в XVI веке отказывает своей дочери: «Шуба кована, бархат червчат, шуба кожа мисюрска, шуба зелена» и т.д.
Приезд иноземцев. Картина художника С. И. Иванова.
В допетровской Руси XVI–XVII веков средние одежды изготовлялись из плотной ткани – золотного бархата, камки кизылбашской, персидской, атласов, алтабасов и т.п. Из золотных тканей кроились шубы ездовые, парадные, праздничные и выходные, а в домашнем быту употреблялись суконные белые, червчатые, желтые, без подкладок и только с подпушкою.
Накладная шубка была чистая – без украшений, но надевалась с ожерельем или воротником, шитым золотом, или с воротником из меха бобра. Таким же было и платно – царский наряд – на пуговицах с кружевом золотым, пуговицами-бляхами (аламами) из золоченого серебра с каменьями и драгоценным ожерельем-диадемой с накладками и жемчужным шитьем.
Иван Билибин. Княгиня Ярославна.
Эскиз к опере «Князь Игорь».
Андрей Рябушкин
В деревне. К обедне.
По форме и строгости это было близко к византийским идеалам, но по тяжести ткани, многослойности покрова и блеску тяжелого шитья превосходило его. Орнаментация европейских тканей – венецианского аксамита, генуэзского и флорентийского бархата с узором семилопастной розы – легко соседствовала с тканями византийскими, а затем и турецкими и кизылбашскими, где не только почитался цветочный орнамент, но особенно любимы были узоры с фантастическими изображениями.
Все это не смущало, но рассматривалось с позиции «узорочья» и, украшенное нашивкой, шитьем, мехом, пуговицами, драгоценными камнями, жемчугом, тонуло, сливаясь в неотразимую мощь декоративного симфонизма. «Шубка бархат червчат, на ней круживо серебряно золочено, басмянное обнизано жемчугом, подкладка тафта желта; на ней 15 пуговиц золоты с чернью. Шубка – бархат венедицкий по червчатой земле круги серебряны, под кругами листья золото, в них шелк зелен да червчат, подкладка тафта двоелична шелк бел да ал» (из описи имущества царицы Евдокии Лукиничны).
Обувь
Даже башмаки были полны узорного украшения – кроенные из бархата и атласа и сафьяна, где швы, голенища расшивались жемчугом, а каблук обивался золоченным серебром и дорогими каменьями. С башмаками носили ичегды – сафьяновые кожаные чулки, – которые отдельно употребляли дома, пришивая к ним мягкую подошву. Олеарий говорит, что женщины (преимущественно девушки) носили башмаки с очень высокими каблуками (вышиною в четверть аршина), так что носок едва касался земли. «У Дюка Степановича были сапоги зелен сафьян, под пяту пяту воробей пролети, о пяту пяту яйцо прокати».
Далее ► Парадная одежда допетровской Руси
Главная ► Мода и история театра