Характерно, что воротники в парадном русском костюме допетровской Руси были отдельными, как египетские оплечья и византийские накладки. Должно пройти много веков, чтобы логика построения формы продиктовала пришитый воротник. Скорее он мог быть цельнокроеным, то есть возникать как продолжение излишка ткани стана. Еще в XX веке у мужских сорочек были отдельные воротнички, пока нейлон не разрешил одновременно проблему стирки, глажения и быстрого восстановления вещи в ее первозданной чистоте.
Виктор Васнецов.
Царевны темного царства.
1884 год. Третьяковская галерея, Москва.
Василий Cуриков.
Посещение царевной
женского монастыря (фрагмент).
Ожерельем назывался стоячий и распластанный на плечах воротник, то есть окружающий («О» – горло – жерло). Лента ткани атласного полотнища расшивалась жемчугом, шелками и украшалась аламами – накладками, крепилась на картоне, подшивалась киндяком и, будучи жесткой, посредством шнура (мутовыся) сплеталась с краем горловины одежды. Мужское ожерелье расшивалось в «шахматы», женское – ворефидь – полосами.
В записи 1643 года – «ожерелье жемчужное названо ворефидь, пуговицы золотые, цена 150 рублей». Как замечает Забелин, ожерелье (воротник) представляло наиболее дорогостоящее и декоративное убранство, к тому же закрывающее шею, что при повышенном требовании целомудренности в одежде особо важно. Ожерелья низанные носились только девушками, но все женщины имели серьги с кольцом ушным и висящей булавкой с камнем или в форме колт.
Отдельными украшениями были запоны – застежки и булавки для скалывания – и браслеты. Все это хранилось в особых ларцах, именовалось кузнью, потому как было металлическим, кованым, «...в уборном ларце кроме белил румян и сурмил и клею для подклеивания волос, особенно бровей, хранились, по всей вероятности, и особые снадобья, необходимые для возвышения всяческого телесного благолепия и красоты, как то: умывания, ароматы или водки (духи), помады.
Совсем убранная, наряженная и изукрашенная красота прятала свое лицо под фатою, тонким сквозным покрывалом огненного цвета», через которое можно было видеть всех, но лицо, спрятанное под ним, никто не видал. Покрывало расшивалось жемчугом, делалось из узорных индийских набоек, арабских миткалей и камок индийских. Наброшенная на голову, завязанная под подбородком двумя кистями, фата закрывала лицо.
Далее ► Идеал женской красоты на Руси
Главная ► Мода и история театра