История моды маски куклы костюма

Костюм периода Великой Французской революции

Французская революция (1789–1794), подготовленная всем общественным и культурным развитием страны, в котором искусство сыграло свою роль, застала само искусство в поисках прекрасного идеала. Античное искусство, героика античного общества, республиканские идеалы Греции и Рима были той партитурой, которую величественный оркестр революции принял к исполнению во славу торжества идеи свободы. Впервые прозвучали декларации о гражданском единстве, о содружестве всех классов, профессий и цехов, о необходимости художественной пропаганды в народе.

Буальи Cанкюлот
Санкюлот
Художник Луи Леопольд Буальи

Художник Жак Луи Давид по запросу Комитета общественного спасения, который приглашал «граждан представителей народа представить свои взгляды и проспекты о средствах улучшить современный национальный костюм и приспособить его к республиканским нравам и характеру революции», создает проекты одежды граждан новой республики.

В торжественных шествиях, в которых по замыслу художника Давида принимал участие народ, можно было увидеть мэра с шарфом через плечо рядом с дровосеком или каменщиком, судью в мантии и шляпе с пером рядом с ткачом и сапожником и молодых девушек, одетых в белое и украшенных трехцветными поясами, несущих в руках лавровые ветви – символ победы. Дистанционный социальный барьер формы костюма был низвергнут, и чопорный придворный ритуал остался до наших дней в небольшом количестве стран как дань традиции и театрализованное бесплатное зрелище.

Три цвета – белый, синий и красный, символы свободы, равенства и братства, – прорезали полосами шарфы и юбки, расцветили жилеты и украсили кокарды. Короткая деревенская куртка-карманьола, длинные панталоны из грубой шерсти, сабо (деревянные башмаки), фригийский колпак с кокардой – костюм санкюлота.

В период революции аристократия и даже буржуа (первые по причине маскировки, вторые – из демократических соображений) одевались более чем скромно, это даже дало повод сказать, что придворная мода пала раньше, чем королевская власть. Фрак вытеснил камзолы и кафтаны; маленькие жилеты и узкие панталоны, спускающиеся за колено или до середины икр, составляли непременный туалет мужчины периода революции.

Из всего античного гардероба, рекламируемого художником Давидом, мужчинам достался только плащ. Трехцветные пуговицы, ленты, кокарды, жилеты, панталоны и чулки – все это свидетельства принадлежности их хозяина к революционной партии. Правда, цвет костюма еще мог свидетельствовать о приверженности к старому режиму, как то белый и зеленый – цвета Бурбонов, но в основном преобладал черный цвет. Презрение к аристократизму сказывалось в некоторой небрежности костюма: расстегнутый фрак, расстегнутый двубортный жилет. При этом расстегнутый ворот рубашки ложился по сторонам шеи, которую так же небрежно обматывал шарф.
Якобинцы (члены клуба и политическая партия) носили куртку-карманьолу, что было их своеобразной формой. Голову венчали треуголки и двууголки с кокардами, шляпы с высокой тульей и лентами с пряжкой, круглые шляпы-бурдалу.
Щеголи, а таковые еще были, к фраку надевали узкие панталоны из казимира или лосины, которые обтягивали ногу до икр или лодыжек и франтовской розеткой прикреплялись к полосатым чулкам. Они появлялись на улице и в ярко-красном фраке, коротких черных панталонах-кюлот, под коленкой открывающих черные чулки.

Патриоты могли надеть голубой фрак с красно-белой отделкой и жилет с пуговицами, вышитыми эмблемами революции. Узкие фраки сильно расходились от конца ребер, обнажая жилет, бедра и ноги. Высокий вырез фрака и щегольство требовали идеально натянутой поверхности панталон, что привело к изобретению подтяжек, оставшихся в обиходе и по сей день. Вслед за этим появляются длинные панталоны, как узкие, так и широкие. В период революции можно было появиться на улице в панталонах и рубашке, опоясанных шарфом, в куртке и без шляпы.

Буальи У входа
У входа. Художник Буальи Луи Леопольд. 1796–1798 годы, Эрмитаж.

Женщинам-аристократкам приходилось до поры до времени быть скромнее: они расстались с пудреными париками, кринолинами и роскошными тканями. Платье с узким корсажем, косынка на груди, чепчик с разноцветными лентами сравняли их с горожанками. Мастеровой люд – служанки, продавщицы, прачки, швеи – заполнил улицы Парижа. Характерная одежда – блузы у мужчин, у женщин коротенькие жакетки-карако и казакины, широкие юбки в сборку, косынки, фартуки. Голову украшали чепчики из белой ткани с лентами цветов революции.
Если художнику в работах над костюмами народа не представит труда выбрать ткани для костюмов (диагональ, репс, бязь, фланель, кресбон, сатин), то особое внимание придется обратить на цветовую характеристику костюмов в массовых сценах. Темперамент народа часто находит выход в любви к яркости, в броских сочетаниях. Радостное настроение, приподнятость духа, несомненно, могут получить цветовое выражение. В то же время при работе над эскизами костюмов персонажей в массовых сценах художник обязан решать их все вместе, создавая цветом не только настроение, но и приятную для глаз зрителя общую цветовую гамму.

Далее ► Костюм периода Директории

Главная ► Мода и история театра