Октябрьская революция, уничтожив классовое неравенство в России, изменила и взгляд на одежду, на моду, на весь облик человека. Рождение нового общества формировало новое сознание людей, новую систему их взаимоотношений. Приметы этого времени необычайно ясно проступали во внешности людей. Время было трудное, а одежда, немудреная и порой случайная, давала самые необычайные соединения костюма. С 1917 по 1923 год одежда в народе в большинстве своем комбинировалась, донашивалась или приспосабливалась старая. Так, например, до 1917 года были в моде высокие женские ботинки из серой замши или прюнеля с черными лаковыми носками и каблучками; они в свою очередь побудили к изобретению высоких гетр для женщин – «гетры серые носила?» (А. Блок. «Двенадцать»). Тогда же вошли в моду длинные, с поясом трикотажные жакеты с большими карманами. Интеллигенция, служащие долго донашивали эти три удивительно колоритные детали костюма.
Стиль моды в кругах творческой интеллигенции первой половины двадцатого века
Во время русско-японской войны сестры милосердия повязывали головы черными и белыми косынками с красным крестом. Эта форма осталась у сестер в 1914 году и в гражданскую войну 1917–1920 годов. Одной из примечательных, почти легендарных частей костюма стала кожанка. Так же, как и буденновка, она приобрела значение символа периода гражданской войны. Спецодежда шоферов – кожанка – затем прижилась как куртка в рабочей среде и осталась наиболее употребимой (по той простой причине, что ее прочность сделала ее существование продолжительным) одеждой уже в рядах войск Красной Армии. Обмундирования не хватало, кадровые рабочие, будучи командирами и комиссарами, остались в кожанках.
Картины «Оборона Петрограда» Дейнеки, «Смерть комиссара» и более позднее «Новоселье» Петрова-Водкина дадут вам великолепный иллюстративный материал, подскажут и костюмы и образное решение.
В журналах мод, разумеется, подобных материалов нет и быть не может. В 1918 году был объявлен конкурс на создание формы для Красной Армии. Молодой художник Сергей Герасимович Аркадьевский получил первую премию и право осуществления своего проекта. Большой знаток древнерусского искусства, Аркадьевский, взяв за основу одежду древнерусского воинства, создал форму: шинель с петлицами и суконный шлем с красной звездой, получивший название буденновка. Буденновка и «морская душа – тельняшка» – это не просто детали костюма, а символы героизма гражданской войны. В то же время существуют незаметные детали в костюмировке, которые становятся приметой времени только потому, что их носили люди, дорогие нам. Примером могут служить обыкновенные мужские пальто из черного драпа с бархатным воротником. Такие пальто в канун революции носили большинство мужчин в городах. Первые годы революции для современного зрителя и читателя овеяны дымкой романтики. Революционеры, их внешний облик уже воспринимаются как нечто незыблемое и твердо установленное. Поэтому художнику особенно важно бережно сохранять эту ставшую олицетворением времени революции внешность и не пренебрегать историей. Френчи, гимнастерки, кожанки, кепи, косоворотки – неотъемлемые атрибуты одеяний 1917–1919 годов.
Первые красноармейцы. Художник Иван Георгиевич Дроздов, 1924 год
Я хочу сказать несколько слов в защиту девушек и женщин начала революции, чей облик не всегда обоснованно получает сатирическую окраску. Коротко подстриженная, с прядями прямых волос, выглядывающих из-под заломленной набок кепки, в гимнастерке с портупеей, в юбке или галифе и в сапогах, она прошла рядом с мужчиной через войну, голод и разруху, приняла на свои плечи тяжесть забот молодой страны. Ее переодевание было обусловлено благородным стремлением быть равной и незаметной.
Далее ► Художник по костюму Ламанова
Главная ► Мода и история театра