Костюм стража фараона
Об ассоциации, как о методе искусства, обращенного к истории и к раскрытию чувств, Козинцев пишет: «...чтобы представить себе их значение (царских регалий – корон), нужно увидеть их как символы, а не как вещи. История народа, железо, огонь, кровь создавали зловещие ассоциации этих символов...»
Костюм на сцене становится символом. Символика костюма – его «душа», содержание – делает искусство театрального художника безграничным, не ставит исторических преград его творческой мысли и исключает возможности повторов.
В фильме «Конец Санкт-Петербурга» Пудовкина, в кадре, на зрителя наплывом течет море котелков и цилиндров как символ гибели старого общества. Есть вещи, с которыми у нас ассоциируются определенные понятия и события.
Так, кожанка – неизменный спутник первых лет революции ; юнгштурм – юности комсомола; синяя блуза – рабочих и работниц 30-х годов; полотняная толстовка – непременная форма служащих этого времени.
Габардиновое пальто и синий прорезиненный плащ на клетчатой подкладке стали уже исторической принадлежностью и символом москвича 50-х годов, тогда как в 60-х годах летней униформой всех без исключения стала пресловутая «болонья» – символ химизации нашей одежды.
Вся история костюма и моды различных эпох – это история символов. И в процессе ее изучения мы еще не раз обратимся к этой теме.
Далее ► Костюм и мода
Главная ► Мода и история театра