ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Техника кукольного театра Креши


Механика в народных кукольных театриках

Последний этап развития крешей характеризуется чрезмерным увлечением механикой, показом бессюжетных сцен со сложным, но однообразным движением кукол. Например, показывали «Переход солдатами империи через Сенбернарский перевал» — сцену, напоминавшую французам о славной странице их истории, об итальянском походе Наполеона в 1796—1797 годах, когда его армия совершила героический переход через Альпы. Маленькие фигурки в этом представлении карабкались на почти отвесные заснеженные вершины перевала и затем скатывались вниз в пропасть. Или выходил шарманщик, крутил ручку шарманки, на ее фасаде открывалась занавеска, обнаруживая танцующие фигурки, — получался как бы театр в театре.

Куклы двигали руками, ногами, головой, влезали на лестницы, садились в лодки, зажигали фонари и т. д. Несколько подобных кукол хранятся в музеях Лиона и Экса. Их головы сделаны из папье-маше, корпус насажен на стержень, имеющий внизу цокольную подставку. Подставка укреплена на горизонтально натянутой проволоке или на рельсе, идущих вдоль сцены за ширмой, чуть ниже ее бортика. Кукла, таким образом, двигается по проволоке или по рельсу, сохраняя постоянный уровень, как бы идя по твердому полу или по земле. Движение деталей куклы создавалось нитями, спрятанными внутри корпуса или спускающимися открыто вниз за ширму. Нити заканчивались колечками для пальцев кукловода, который стоял за ширмой. Часто функции кукловодов сводились к функциям машинистов, вращающих какой-нибудь вал или тянущих проволоку, на которой двигалось большое количество кукол (в каком-нибудь шествии).



Сцена крешей обрамлялась порталом. У владельцев имелось по нескольку смен декораций, то есть расписанных задников. В некоторых, наиболее изощренных крешах вводилось даже несколько «планов» (линий движения кукол). При этом если персонаж перемещался на дальний план, то его куклу подменял дубль меньшего размера — кукольники пытались соблюдать законы перспективы. Но чем больше развивалась машинерия, тем больше утрачивалась художественность представлений. Во второй половине XIX столетия интерес к крешам угасает, они уже считаются только детским развлечением, а в начале XX века и совсем исчезают. Примерно таким можно представить путь развития крешей от религиозных скульптурных композиций к светскому народному кукольному театру, закончившему свое существование как детское наивное развлечение.

Описание пьесы театра Креши →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL