История моды маски куклы костюма

Влияние театра кукольника Дивса

О влиянии Дивса на характер и развитие традиционного театра кукол Соединенных Штатов свидетельствуют детские воспоминания известного американского кукольника Била Бэрда. Однажды, пишет Бэрд, когда он был мальчишкой, в его родной городок приехала кукольная труппа. В афише объявлялось, что «Куклы Мантеллей» («Мэнтлл Мэникинс») дадут представление, в котором выступил 45 кукол, сменятся 17 великолепных занавесов. Бил Бэрд видел это представление. Оно длилось около часа, состояло из пяти отделений («актов»), В нем выходили на сцену кукольные музыканты, танцовщики, куклы-циркачи. Перед занавесом сидел кукольный оркестр, им управлял очень темпераментный дирижер: размахивая своей палочкой, он наклонялся то в одну, то в другую сторону, весь как-то извивался, а в конце номера кланялся зрителям.

Кукольную сцену обрамляли две кукольные ложи. В них сидели «зрители». Бэрд помнит в одной ложе чету солидных супругов. При выходе на сцену танцовщицы «шимми» муж весь подался вперед, чуть не вывалился из ложи, супруга охладила его пыл размашистым ударом ридикюля по голове. Муж опустился на свой стул, но через минуту снова стал вытягивать шею, с опаской оглядываясь на жену. Все представление было рассчитано и выверено – как только смех в зале стихал, куклы тотчас исчезали со сцены.

Наиболее яркими, врезавшимися в память остались для Бэрда номера русских плясунов (группа из восьми кукол), выступавших ровно одну минуту; пианиста с копной разлетавшихся волос – пианист буквально атаковал рояль, набрасываясь на него как на противника, а в конце номеря вскакивал на клавиатуру и извлекал из нее звуки каблуками. Став уже взрослым, Бэрд узнал, что виденный им в детстве театр принадлежал Лену и Эстер Мантелл, что в их труппе работало трое кукловодов – супруги Мантелл и помощник, что Мантеллы применяли для сложных марионеток две отдельные ваги (вага – деревянное коромысло, к которому крепятся верхние концы ниток), а в групповых танцах (подобных русской пляске) все куклы имели общие нити управления и поэтому делали полностью совпадающие движения.

В марионеточных спектаклях эстрадно-циркового типа сложились постоянные персонажи. Особенно популярны были трюковые номера с клоунами, акробатами, жонглерами, «дрессированными» животными. Неизменно на марионеточной сцене появлялся танцующий скелет: он выходил и начинал танцевать; вдруг череп отлетал в сторону и плясал рядом; потом отделялись руки, ноги – так часть за частью кукла распадалась на мелкие косточки. Публика аплодировала, и в ответ на аплодисменты все косточки собирались мгновенно снова в фигурку скелета, он раскланивался со зрителями и исчезал.

Почти у всех американских марионеточников этого времени была трюковая кукла, менявшая на глазах у зрителей свой облик (например, дама могла превратиться в шар). Прочное место занимал номер со страусом, точнее со страусихой: элегантная птица выходила на сцену, изящно переступая длинными ногами, садилась, сносила яйцо, из яйца вылуплялась огромная змея, страусиха при виде такого «птенца» в ужасе убегала за кулисы. Фаворитами публики был длинноволосый пианист и большеротый певец. Ни одно представление не обходилось без кордебалета: четыре-пять стоящих в ряд танцовщиц синхронно поднимали ножки и поворачивали то в одну, то в другую сторону головки. В комплекты входило обычно до полусотни марионеток.

Далее ► Кукольники династии Лано

Главная ► Мода и история театра