ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Техника кукловождения в театре Опера деи Пупи


Техникой кукловождения обусловлена и специфическая походка пупи, их осанка. Благодаря тому что кукла висит на пруте, у нее неестественно прямая «манера держаться». Из-за того что ее ноги не гнутся, а шагать ее заставляет все тот же единственный прут, ходит она большими шагами, описывая каждой ногой дугу и опуская ее с громким стуком на пол. Кукловод прибегает к следующему маневру: он опирает куклу на одну ногу, слегка вращает прут назад — кукла заносит болтающуюся в воздухе ногу за спину; затем кукловод слегка поворачивает прут в противоположную сторону — кукла выбрасывает занесенную назад ногу вперед; кукловод переваливает всю тяжесть куклы на вынесенную вперед ногу — раздается «грохот рыцарского шага», затем такие же манипуляции повторяются с освободившейся от тяжести куклы другой ногой и т. д. Все происходит очень быстро, и эти вроде бы простые манипуляции требуют от кукловода большой сноровки и ловкости. Походка кукольных рыцарей была знаменита на Сицилии: завидев издали товарища, мальчишка вытягивался в струнку и делал «циркульные» шаги на негнущихся ногах, что было знаком приветствия.

К особенностям сицилийского театра относится и рост кукол. Он зависит от ранга персонажа: чем важнее ранг — тем выше кукла. Самая большая — кукла Карла Великого (только нелюди-великаны могут оказаться выше), его паладины — чуть поменьше, подчиненные им полководцы — еще ниже, но они крупнее простых солдат, которые изображаются самыми маленькими куклами комплекта. Высота кукол колеблется от 1,5 м до 60 см. Закованные в доспехи паладины очень тяжелые, вес самых крупных из них может достигать 30 кг. Управлять ими, не говоря о необходимой ловкости и сноровке, физически трудно, поэтому кукловодами этого театра могли быть только сильные мужчины, но и они страшно уставали к концу спектакля.



Еще одна условность, продиктованная участием героев в бесконечных битвах, состоит в дублировании кукол главных рыцарей: в мирных сценах паладин выходит во всем своем блеске, в роскошных доспехах, бархатном плаще, в шлеме с пышным плюмажем, со щитом, украшенным его фамильным гербом. В сценах боев используется другая кукла, попроще, без плаща, слегка разбитая и помятая. Не один красивый щит может быть поврежден за неделю боев, их постоянно приходится заменять другими; попорченный щит паладина обычно переходит к менее значительной кукле — офицеру или простому солдату.

Театрики пупи помещались в подвалах жилых домов, в хозяйственных сараях, амбарах. Зрительный зал создавался несколькими рядами грубо сколоченных скамеек. Сцену обрамляли портал и кулисы, глубину ее ограничивал занавес-задник, за которым пристраивался помост для кукловодов. Декорациями служили живописные задники, изображавшие место действия: интерьер замка, лес и т. д. У владельца театра их было пять-шесть.

Представления играли вечерами. Они длились от полутора до трех часов, прерывались антрактом и заканчивались на полуслове — то ли потому, что главным было время спектаклей, то ли потому, что желательно было заинтриговать публику, вызвать желание прийти назавтра, чтобы узнать продолжение. Больше всего в этих представлениях ценились сцены боев: в каждом спектакле обязательно происходило несколько поединков и крупная битва с «горами трупов на поле боя». Хозяин обычно рассказывал содержание эпизода, стоя в одной из кулис, он же говорил за кукол, стараясь менять голос в меру своих актерских способностей. Иногда ему помогала озвучивать женские роли жена, сестра или дочь. Рассказчик постоянно импровизировал, улавливая желания зрителей и тут же внося изменения в действие или в диалог. Паладинам положено было говорить октавами Ариосто, но это условие редко соблюдалось — пупаро обычно говорил прозой на сицилийском диалекте.

Театр паладинов был общественным местом, где из вечера в вечер собиралась одна и та же публика. Но театр был для сицилийцев нечто большее, чем клуб — он давал им возможность выплеснуть свои эмоции и на время забыть свои повседневные заботы. Зрители отождествляли себя с героями, глубоко переживая их самые невероятные приключения. Рассказывают такой случай: однажды представление закончилось на том, что сарацины схватили Орландо и заковали его в цепи. Зрители разошлись, семья кукольника улеглась спать. Вдруг глубокой ночью в дверь пупаро постучали. Это был его сосед, один из постоянных зрителей театра. Извинившись, он сказал: «Господин Мантео, я не могу заснуть».— «Что случилось, почему?» — «Почему? Как я могу спать, когда Орландо остался в цепях? Пожалуйста, спуститесь вниз и освободите его!» (театр находился в подвале, под жильем кукольника).

Воспоминания очевидцев о театре Опера деи Пупи →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL