ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Сцены с тотемами-куклами хопи


Кукольная сцена индейцев хопи начиналась с пляски масок, сопровождавшейся песней. Потом из-за ширмы раздались хриплые звуки духового инструмента — спрятанный за ширмой музыкант дул в пустую высушенную тыкву. Тотчас клапаны с изображением солнц поднялись вверх, открыли дыры, в дырах показались змеиные головы. Змеи, как бы проткнув солнечные диски, вылезали наружу. У каждой головы — выпученные глаза, изогнутый рог и веерообразный гребень из птичьих перьев. Из зубастых ртов свисали длинные красные языки. Вылезая, змеи раскачивались из стороны в сторону, поднимали и опускали головы, подчиняясь ритму музыки. Спины у них были черные, животы — белые. Две средние выглядели крупнее остальных, у одной из этих больших змей на животе выступали сосцы. Постепенно змеи вытянулись на 1,2—1,5 м. Движения их убыстрялись, казалось — они яростно сражаются друг с другом, злобно бросаются на людей в масках, стоящих около ширмы. Вдруг головы змей нагнулись к полу и стали опрокидывать горшочки со стеблями кукурузы. Повалив все горшочки, они снова стали раскачиваться в ритме музыки, все убыстряя свои движения. Пятеро змей тянулись головами к сосцам шестой и как бы сосали их. Возбуждение зрителей возросло до предела. Они что-то выкрикивали, бросали в змей пригоршни муки. Человек, изображавший Мать качин, вышел вперед и подносил каждой змее блюдо с мукой, а затем как бы предлагал ей свою грудь, и каждая змея как бы насыщалась грудным молоком Матери качин. После этого возбуждение стало спадать, ритмы музыки замедлялись, змеи уползали в дыры, остались лишь их головы, а потом скрылись и они. Клапаны солнца вернулись на прежние места, и все окончательно успокоилось в киве и стихло.

Этнографам, изучавшим жизнь и религию хопи, удалось выяснить, как были устроены куклы в этой церемонии и как ими управляли. Головы змей изготавливались из дерева или из высушеной тыквы. Выступавшие по бокам круглые глаза — из маленьких кожаных мешочков, привязанных к голове. Торчащий сверху рог — из дерева, расходящийся веером гребень позади рога — из перьев ястреба. Рот как бы оскален, в оскале выступают два ряда острых красных зубов, от них свисает длинный язык из красной кожи.



Змеиное тело делали из оленьей кожи или из плотной материи в виде чехла, внутри которого на равном расстоянии пришивались кольца. Диаметр колец к хвосту постепенно уменьшался. Для управления змеями служили палки, продеваемые в кольца. Один конец палки закреплялся в голове, другой держал в руках кукловод, спрятанный позади ширмы. Палка называлась «хребтом», кольца — «ребрами». В нескольких дюймах от головы к палке была прибита дощечка. К ней привязывали кристалл кварца — «сердце», пакетик с разными семенами и черную молитвенную палочку. (О верованиях в магическую силу кварца и о связи его с мифическим змеем см.: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки.— Л., 1986.) Раскраска змей была одинаковой: верхняя половина головы и тела — черная, нижняя белая, по границе черного и белого шла красная полоса, на которую наносились символические знаки. Ширмы раньше изготавливали из оленьей кожи, позднее — из плотной ткани.

Сложилось несколько толкований смысла кукольных фрагментов обряда. Одни исследователи считают, что они иллюстрируют миф о потопе. В мифе хопи рассказывается, что в древние времена, когда их предки жили на далеком юге, однажды из-под земли вылезло огромное чудовище — Великий Змей. Он взвился в небо, поднимая за собой несметное количество воды. Вода обрушилась сверху на землю и затопила селения и поля хопи, которые, спасаясь от потопа, ушли на север, туда, где живут и сегодня. Но с тех пор каждый год в одно и то же время Великий Змей поднимается из-под земли в небо и требует из облаков жертвы. Хопи приносили ему жертву, и Великий Змей уходил обратно в землю. Выползающие куклы змей символизируют Великого Змея, опрокидывание горшочков символизирует ураган, который приносит Великий Змей и который валит хлеба.

Тайны кукольных сцен хопи →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL