История моды маски куклы костюма

Кукольники Нового Света

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Европейские кукольники появляются в Новом Свете почти одновременно с европейскими завоевателями. В дневниковых записях секретаря испанского покорителя Мексики Кортеса упоминается один из них. Этот кукольник в 1524 году входил в свиту Кортеса и, вероятно, развлекал его и испанских солдат во время долгого морского плавания и сухопутных походов против индейцев.

Во второй половине XVII века основную массу колонистов, переселявшихся на земли будущих Соединенных Штатов, составляли выходцы с Британских островов. В большинстве своем это были разорившиеся ремесленники, потерявшие землю крестьяне, мелкие торговцы, словом, все те, кто лишился средств к существованию на родине. И первые европейские кукольники, отправившиеся за океан в эту британскую колонию, были англичанами.

Самые ранние сведения о них относятся к началу XVIII столетия. В 1708 году в Лондоне вышел двухтомный труд историка Джона Олдмиксона «Британская империя в Америке». В нем упоминается кукольная труппа, приехавшая из Англии и игравшая на островах Барбадос и Лиуорд «ярмарочную драму». Имен этих кукольников Олдмиксон не называет, подробностей не дает – его занимает лишь одно обстоятельство: добровольно ли приехали сюда балаганные «актеришки» или были высланы британскими властями (далекие острова служили местом изгнания для нарушителей закона).



С середины XVIII века в американских газетах появляются объявления о кукольных спектаклях приезжих актеров. Из них можно, например, узнать, что прибывший в Филадельфию в 1742 году английский кукольник ежевечерне исполняет «приятную» комедию или «ужасную» трагедию; разыгрывают их куклы высотой в два фута (1 фут – 30,5 см). Кукольник обещает также представить картину морского берега с проплывающим мимо кораблем; диалог Панча с его супругой Джоан и другие сцены. Указываются адрес и время начала спектаклей.

Чуть позже, в 1747 году, некие Ричард Брикль и Ричард Моузли объявляют нью-йоркским жителям о спектакле театра, в котором будет показана пьеса «Слуга (работник), или Злосчастный брак». И снова подчеркивается, что в представлении участвуют Панч и Джоан. Имя Ричарда Брикли встречается и позже в газетной рекламе 1748, 1752, 1755 годов. Зазывают на свои спектакли и другие кукольники – и у всех у них английские имена и фамилии.

Мелькающие в газетах названия пьес – «Слуга, или Злосчастный брак», «Принцесса Елизавета, или Возвышение судьи Панча», «Уиттингтон и его кот», «Дети в лесу», «Мадлен, дочь купца из Бристоля» – свидетельствуют о том, что и репертуар американских кукольных спектаклей тех времен был чисто английским. Он повторяет название пьес ярмарочных английских трупп. А поскольку история английского театра хорошо изучена, то у нас есть возможность судить о содержании кукольных представлений за океаном. Так, например, в пьесе о принцессе Елизавете рассказывается о будущей королеве Англии; ей противопоставлена «коварная» и «жестокая» королева Шотландии Мария Стюарт. Дик Уиттингтон – легендарный мэр Лондона конца XIV–начала XV века, поднявшийся до поста мэра из самых низов, а в легенде – разбогатевший благодаря своему коту; «злодейкой» этой истории выступает обычно повариха, у которой мальчишка Дик был в подчинении.

Далее → Сценки кукольников Америки



Главная → Мода и история театра

Top Mail.ru