ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Куклы и маски Италии в живописи


Детали работы кукольников проясняют произведения живописи: офорты, картины, рисунки и литографии. Остановимся на нескольких изображениях подобных представлений. Самое раннее из них относится к XII столетию, наиболее позднее — к середине XIX века. Разделяющие их семь веков свидетельствуют о долгой и устойчивой популярности этого вида уличного кукольного театра в Западной Европе.

Первое изображение было обнаружено среди миниатюр, украшавших средневековую рукописную книгу «Сад радостей», созданную около 1185 года. На миниатюре изображены мужчина и женщина, вероятно, пара бродячих кукольников. Они стоят лицом друг к другу по концам длинного узкого стола или доски на высокой подставке. Посередине доски — две фигурки сражающихся рыцарей в доспехах, с мечами и щитами. Сквозь фигурки от рук одного кукловода к рукам другого проходят две верёвки, перекрещивающиеся в центре, между фигурками. Фигурки висят на этих веревках, кукольники тянут по очереди то за одну, то за другую веревку, заставляя рыцарей двигаться — как бы делать боевые выпады мечами и защищаться щитами. Способ управления на этой миниатюре чуть отличается от описанного Кардани, так как куклы висят на двух нитях и работают двое актеров.

Пьетро Лонги Ридотто

Пьетро Лонги. Ридотто (Вечер музыки и танцев в Венеции), 1751 год.

Другие найденные картины, повествующие о жизни кукол и масок, переносят нас в Венецию XVIII столетия. Их авторами являются известные венецианские живописцы и друзья Франческо Гварди и Пьетро Лонги.



Очень интересную картину написал ученик Лонги. Его картина также, как и полотно Франческо Гварди, называется «Приемная монастыря». Просторная зала в женском монастыре. Вдоль стен большие зарешеченные окна, затянутые с противоположной стороны плотными портьерами. На нескольких окнах портьеры раздвинуты, за ними видны монахини и послушницы, живущие в монастыре. Одни беседуют с посетившими их родственниками, сидящими около окон в приемной, другие наблюдают за тем, что происходит в зале.

Франческо Гварди Приемная монастыря

Франческо Гварди. Приемная монастыря Сан Заккария, 1745 год.

А в зале происходит кукольное представление: на полу лежит доска, на ней стоят три фигурки — женская и две мужских; на женской — пышное длинное платье с кринолином, такое же, как на дамах, находящихся в приемной; фигурки нанизаны на веревку, которая привязана к ноге музыканта, играющего на волынке. Около доски на коленях стоит мальчик. Размахивая руками, он что-то говорит, обращаясь к группе гостей. Перед ним лежат узелок и палка. Из этого живописного свидетельства выясняется, на каком инструменте могли играть бродячие кукольники этого рода театра, а кроме того — как вел себя второй актер.

Пьетро Лонги На карнавале

Пьетро Лонги. На карнавале (Вечер с носорогом), 1751 год.

Актер-кукольник Дюмон Гравюра
Актер-кукольник
Гравюра Ж. Дюмона, 1739 год.

К XVIII столетию относится и гравюра Ж. Дюмона 1739 года. Здесь кукольник работает без помощника, положив свою доску-сцену прямо на землю. А на французской литографии (см. на предыдущей странице), в уголке которой авторская подпись: «Дюра, 1833», мы видим этот театр как бы крупным планом. Описание картинок на эту тему можно было бы продолжить, но и так уже ясно, что собой представлял этот простейший кукольный театр, развлекавший итальянскую уличную толпу на протяжении многих веков. Менялись лишь в соответствии с модой костюмы кукол, варьировались музыкальные инструменты.

Кардани слышал, что танцующих кукол народ называл - «магателли». Современные словари этого слова не содержат. Кукольники наших дней называют подобных кукол «планшетными» — очевидно, современный термин произошел от французского слова «ля пляншет» — доска. Традиция планшетных кукол как в Италии, так и повсюду в Европе угасла к концу XIX столетия.

Бураттини или перчаточные куклы →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL