История моды маски куклы костюма

Бураттини или перчаточные куклы

Бураттини и перчаточные куклы в литографии

Другой вид кукольных представлений давали на ширме-будочке, или палатке, называемой итальянцами «кастелло» (замок), «кастелетто» (маленький замок), «касотто» (домик, от «каса» – дом), «баракка» (палатка, шалаш). На этой ширме-палатке с надстроенным театральным портальчиком выступали перчаточные куклы, которые итальянцы выделяли среди других термином «бураттини». Кукольников, работающих в этой технике, называют «бураттинаи».

Пабло Пикассо Пульчинелла
Пабло Пикассо
Эскиз костюма Пульчинеллы

Происхождение термина «бураттини» объясняют по-разному. Одни считают, что он берет начало от названия ткани, другие – от имени популярного во Флоренции XVI века актера Бураттино, выступавшего в представлениях народной комедии дель арте. Героем театра бураттинов стал Пульчинелла. Откуда взялось его имя, также объясняют по-разному. По мнению одних историков, персонаж пришел на кукольную сцену из Комедии дель Арте, где, в свою очередь, унаследовал в слегка искаженной форме имя комика Пуччо д'Аньелло. Другие полагают, что имя происходит от слова «пульчино» (цыпленок) и что кукольный герой получил его из-за своего писклявого голоска, создаваемого пищиком – металлическим приспособлением из двух тонких пластинок, перевязанных тесьмой (по-итальянски «пиветта»); кукольник держит пищик во рту, когда говорит за Пульчинеллу, – выдыхает через него воздух.

Итальянские художники XVIII–XIX веков оставили картины и рисунки, позволяющие нам как бы посмотреть своими глазами на уличные представления кукольников-бураттинаи той эпохи. На картине Беллотто «Площадь Синьории» (Флоренция) кукольник поставил свою будочку на помост, сколоченный на просторной площади. Мы смотрим на театрик сзади, видим рядом с театриком партнера кукольника, который что-то говорит собравшейся около помоста толпе флорентийцев, показывая на будочку, где, вероятно, с другой от нас стороны идет кукольное действо.
Джованни Гварди, как и ученик Пьетро Лонги, приводит нас в приемную монастыря, но уже, судя по интерьеру, другого; снова напротив зарешеченных больших окон, за которыми виднеются головы монахинь, идет кукольное представление; только на этот раз в приемной стоит будочка бураттинов.

Чаще всего будочки бураттинов попадают на полотна венецианского мастера Пьетро Лонги. Эти будочки установлены на помосты, и около них всегда стоит второй актер, разговаривающий с публикой. На одной из картин рядом с будочкой висит плакат: «Это Боргонья». Историк венецианского театра кукол Витторио Маламани рассказал об одном случае из жизни этого кукольника. Боргонья всегда ставил свой театрик на главной площади Венеции, недалеко от входа во Дворец дожей. Это раздражало правителя Венеции, и он приказал прогнать кукольника. Но кукольник не растерялся. «Помолившись, – пишет Маламани,– он сочинил «Пульчеллинату» – послание суровому правителю в стихах от имени Пульчинеллы: «Вы хотите меня выгнать с Пьяццы? А что я такого сделал, какое преступление совершил? Я знаю, что место, где я родился и где живу,– самое замечательное место Пьяццы, ее слава, ее украшение! Глядя на меня, люди радуются, веселятся. И если я уйду, я буду чувствовать себя очень виноватым. Государь, избавь меня от такого стыда и несчастья, пусть мои пульчинеллята не узнают горя, пусть они будут счастливы!» Послание подействовало, и кукольнику разрешили выступать на прежнем месте. Видимо, любовь венецианцев к Пульчинелле была так велика, что правителям приходилось с нею считаться.

Зарисовки Бартоломео Пинелли сделаны в Риме в начале XIX столетия. На одном рисунке будочка кукольника стоит вдали, среди праздничной толпы на площади Навона. На другом – театрик выдвинут на первый план, хорошо видна его конструкция, а над ширмой и сам Пульчинелла в белом колпаке, белой рубашке и с дубиной в руках. Хорошо видно, что стенки ширмы – это матерчатые занавески, которые прикрепляются лишь к верхним перекладинам будочки: любую из них можно откинуть и заглянуть внутрь, что и делает на рисунке любопытный мальчишка. В переднем полотнище – прорезь, сквозь нее кукольник наблюдает за зрителями. На третьем рисунке внимание сосредоточено на кукольной сцене: Пульчинелла держит в руках ребенка, протягивает его другой кукле, изображающей, возможно, его супругу; из-за боковой занавески высунулась женщина, она прогоняет мальчишек, заглядывающих внутрь «кастелло».

Далее ► Бураттинаи и импровизация

Главная ► Мода и история театра