ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Опера деи Пупи
Кукольный театр Сицилии


Кукольное действо Пупи и кукольники пупари

Близкая марионеткам по способу управления, но сильно от них отличающаяся в остальном форма была широко распространена на Сицилии в XIX — начале XX века. Сицилийцы ее называли «Опера деи Пупи» (кукольное действо), а кукольников — «пупари» («пупа» — кукла, «пупаро» — кукольник). Сходство пупи с марионетками заключается в том, что ими управляют сверху с помощью металлического прута; делают это кукловоды, стоящие на помосте за задником. Но, пожалуй, этим сходство и ограничивается.

Главная особенность сицилийского театра в его репертуаре. Он основан на французском героическом эпосе. Представления играли длиннейшими циклами, из вечера в вечер, полный цикл растягивался на целый год (по сообщению одного из пупари, его цикл состоял из 394 представлений). Цикл назывался «Орландо фуриозо» (неистовый, безумный Орландо). Он восходил к французской эпической поэме «Песнь о Роланде». Историю о Роланде занесли в Италию еще в средние века бродячие певцы и сказители, но в сицилийские кукольные театры, судя по названию, она попала не прямым путем, а опосредованно — через поэму великого поэта итальянского Возрождения Лодовико Ариосто. Ариосто во многом отошел от французского источника, в частности он назвал свою поэму «Орландо фуриозо». Он создал ее в первой половине XVI столетия. Очень быстро поэма завоевала необыкновенную популярность во всей Италии — только к концу XVI века она была переиздана 185 раз. Не было, наверно, итальянца, который не читал или хотя бы не слышал ее звучные октавы (восьмистишия). Содержание этой поэмы, состоящей из 46 песен, в которых 39 тысяч стихов (т. е. около тысячи книжных страниц), и пересказывали в своих представлениях сицилийские кукольники.



О чем же шла речь в их представлениях? В них рассказывалось о войне императора франков Карла Великого («Шарлеманя») с сарацинами (арабами, или маврами), о ратных подвигах, любовных приключениях рыцарей из его свиты (паладинов), об их дальних странствиях, во время которых они встречались с чудовищами, драконами, великанами, волшебниками и феями. В поэме Ариосто множество персонажей — более двухсот. Нескончаемой чередой они выходят на сцену пупи, и в этом обилии действующих лиц еще одна особенность сицилийского театра. Главным героем поэмы Ариосто выступает Орландо, которого автор сделал племянником Карла Великого,— рыцарь, влюбленный в прекрасную, но ветреную, жестокую красавицу Анжелику. Из-за нее Орландо теряет рассудок, возвращенный ему, однако, добрым королем Астольфо, совершившим ради этого путешествие на Луну. Однако в кукольном театре первое место в представлениях занял другой рыцарь — Ринальдо. Он также был одним из двенадцати паладинов Карла Великого, но, поссорившись с императором, ушел в леса и превратился в благородного разбойника — что-то вроде Робин Гуда, благодаря чему и стал любимцем публики сицилийских кукольных театров. Антипод героев — рыцарь Гано, злодей и предатель.

Появились в народных кукольных театрах и персонажи, отсутствующие у Ариосто. Среди них пара комиков — Вертикио и Нофрио. Оба они изображали сицилийских крестьян. Вертикио — помоложе, маленького роста, насмешник и хитрец, на его лице лукавая улыбка, один глаз прикрыт — он как бы подмаргивает, другой глаз скошен к кончику носа. У Вертикио две слабости — вино и Розина. Нофрио — старший в этой паре, он высокого роста, добродушно шутит, иногда говорит мудрые вещи и всегда слегка навеселе. Их дружбе мешает соперничество из-за Розины, которое часто выливается в отчаянные драки. Оба все время прибегают к самым разным уловкам, чтобы добиться благосклонности этой особы и обойти соперника.

Сцены с клоунами — всегда свободная импровизация. Кукольник, как правило, обыгрывает в них злободневные события, может намекнуть на какое-нибудь недавнее происшествие, случившееся с одним из сидящих в зале (у театра постоянные посетители: все зрители и актеры хорошо знают друг друга — они соседи). Пара комиков может появиться и в сценах сражений рыцарей или в куртуазных сценах объяснений рыцарей с дамами, но они всегда вносят в представления юмористическую ноту, дают повод для веселья, рождают в зале взрывы хохота.

Особенности театра Опера деи Пупи →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL