ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Бураттинаи и импровизация


Бродячие кукольники — бураттинаи не записывали своих текстов. Как и актеры комедии дель арте, они всегда импровизировали; их репертуар состоял из определенного набора традиционных сцен, сценарии передавались от поколения к поколению в устной форме. До самого последнего времени тексты итальянских бураттинаи не были записаны.

Гримальди Афиша театра
Афиша театра Джозефа Гримальди (1778-1837)

Известный неаполитанский кукольник Бруно Леоне, обучавшийся этой профессии у народных актеров, опубликовал содержание нескольких сценок традиционного представления Пульчинеллы. Количество и порядок исполнения этих сцен варьируется, еще более свободно сочиняется диалог, так как кукольники очень чутко улавливают реакцию публики, всегда откликаются на ее настроение и на события дня. Иногда сочиняют новые сценки, однако персонажи, как правило, действуют в них традиционные.



Бруно Леоне приезжал в Москву, играл свое представление перед москвичами. Оно состояло из следующих сцен:

1. Выход Пульчинеллы.

2. Сцена с невестой. (У Леоне она носит имя Терезины. Пульчинелла хочет на ней жениться. Те рези на согласна, куклы танцуют, стукаясь головами.)

3. Сцена с собакой и хозяином собаки. (Собака хватает Пульчинеллу за руку, не отпускает. Пульчинелла орет, зовет хозяина на помощь, обещает дать денег, но, освободившись, платить не хочет. Следует драка, она кончается убийством хозяина.)

4. Сцена с гробом и Смертью. (Гроб Пульчинелла приносит, чтобы похоронить убитого. Смерть подшучивает над Пульчинеллой, пряча и перекладывая «труп», исчезает. Пульчинелла остается жив.)

5. Сцена с полицейским (ссора и драка).

6. Сдана с карабинером (капитаном) (арест Пульчинеллы).

7. Сцена приговора Пульчинеллы к повешению и заключение его в тюрьму.

8. Сцена с монахом. (Он приходит исповедовать перед казнью. Пульчинелла перевирает фразы монаха, передразнивает его, придает словам, используя созвучия, совершенно безбожный смысл, в конце концов прогоняет монаха.)

9. Сцена с палачом. (Кукла палача вся в красном. Сцена кончается повешением палача: Пульчинелла притворяется, что не понимает палача, просит показать, что тот от него хочет, и, когда тот показывает, затягивает на его шее петлю.)

10. Сцена с карабинером (Пульчинелла убивает карабинера).

11. Сцена с прохожим (Пульчинелла убивает прохожего).

12. Сцена с «трупами» убитых и Смертью (заканчивается дракой со Смертью, Пульчинелла убивает Смерть).

13. Сценка выманивания денег у публики. (Пульчинелла укладывается спать на бортике ширмы и громко храпит, высоко вздымая живот. Кукольник выглядывает через прорезь в переднем полотнище ширмы, будит Пульчинеллу, говорит, что публика ждет продолжения спектакля. Пульчинелла отвечает, что будет играть, если ему дадут денег; если зрители поддаются на эту провокацию и бросают монетки, то следует продолжение. Леоне работает один, без партнера, поэтому обращение к публике идет через куклу.)

14. Сцена родов Пульчинеллы (рожает пять «пульчинеллят» — сценка собственного сочинения Бруно Леоне).

15. Заключительный танец с Терезиной (которая не изменила решения выйти за него замуж, хотя и удивлена тем,
что у него, оказывается, столько детей).

Традиция уличного театра Пульчинеллы пока еще жива в Неаполе, но возможно, что Бруно Леоне, обучавшийся профессии бураттинаи у народных актеров,— ее последний представитель.

Марионетки, марионетте или куклы на нитях →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL