ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Марионетки Италии


Марионетте или куклы на нитях

Популярной формой кукольных представлений в Италии является театр марионеток, то есть кукол, управляемых сверху нитями. Итальянцы называют их почти так же, как французы, — «марионетте». Эта очень древняя форма кукол достигла наивысшей популярности в Италии в XVII—XVIII веках. Ее развитие совпало с развитием оперы, пения «бель канто», балета на пуантах и драматического театра, основанного на авторской драматургии и заученных репликах.

Лазиньо Актер-кукольник

Актер-кукольник. Карло Лазиньо, 1780 год.

Марионетки копировали представления оперных певцов, балетных танцовщиц, драматических артистов (в отличие от бураттинов, которые всегда пародировали людей, преувеличивая и выпячивая их слабости). Как уже упоминалось, к XVII столетию у марионеток появились свои собственные маленькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитейших театров того времени.



Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли полностью длинные пятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не было большого числа ниток и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды тем не менее достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста. И это виртуозное подражание живым актерам пленяло итальянскую публику. Конечно же, большое значение имела музыкальная сторона спектаклей: кукольники были хорошими певцами и музыкантами, если же случалось, что не очень — тогда владелец театра приглашал таковых.

Обратимся снова к свидетельствам очевидцев. Среди тех, что относятся к XVII столетию, подробностей не встречается — мелькают лишь названия опер и пьес, исполнявшихся в марионеточных театрах. Более конкретные описания появляются в XVIII веке. Так, из книги историка венецианского театра Гроппо «Общие сведения о театрах Венеции», изданной в 1766 году, мы узнаем о том, что один богатый человек построил в 1746 году в павильоне около своего особняка деревянный марионеточный театрик, воспроизводивший в миниатюре прославленный в Европе венецианский театр Сен-Джованни Грисостомо. «Сцена, ложи, украшения были точной имитацией театра Сен-Джованни Грисостомо; даже сценическая машинерия была такой же. Театрик находился в одной из комнат павильона. Актеры этого театра — фигурки из воска и дерева — ходили, жестикулировали и все делали так правдоподобно, что трудно было понять, каким образом это достигается. Костюмы и освещение соответствовали всему остальному. В оркестре сидели кукольные музыканты. За сценой компания хороших певцов и музыкантов пела и играла за кукол...» Этот театр давал спектакли в течение двух лет, собирая всю знать Венеции.

Великолепное описание марионеточных театров Италии оставил писатель Анри Стендаль. В 1817 году он путешествовал по этой стране, вел дневники и, вернувшись, опубликовал их под названием «Рим. Неаполь. Флоренция». В каждом из этих городов он побывал на спектаклях марионеток, которые неизменно вызывали у него восхищение.

Марионетки на итальянской сцене →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL