ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Театр-кабачок «Черный Кот»


Любительский театр-кабачок в Париже.

Если спектакли «Малого театра» проходили в тесном кругу парижских интеллектуалов и театр на улице Вивьен был мало кому известен, то представления другой группы любителей, выступавших на Монмартре в маленьком кабачке «Черный Кот», прославились не только среди парижан, но заставили говорить и писать о себе далеко за пределами Франции. Называли этот театр по вывеске кабачка, приютившего любителей. В его спектаклях по белому экрану двигались черные силуэты.

Современники вспоминают, что зародилась форма знаменитых представлений почти случайно. Хозяин кабачка Родольф Салис, то ли по собственной инициативе, то ли по просьбе кого-то из своих постоянных посетителей — любителей кукол, поставил перед столиками ширму-кастеле, и любители показывали на ней сценки собственного сочинения с самодельными перчаточными куклами. Однажды сидевший в кабачке художник Анри Ривьер (а надо сказать, что кабачок посещали в основном художники, актеры и поэты), никому не говоря ни слова, вырезал из лежавшего под рукой картона фигурки, подходящие к действию показываемой сценки (играли пьесу Анри Сома об эмигранте, бежавшем из Парижа, карету которого по дороге остановили жандармы,— и именно фигурки жандармов и вырезал Анри Ривьер); натянул белую салфетку на сцену-окошечко кастеле, попросил кого-то подержать сзади лампу и провел по получившемуся экрану фигурки. Импровизация имела большой успех. С этого вечера перчаточные куклы уступили место плоским, вырезанным из картона. Кастеле был приспособлен для показа силуэтов, его сцену затянул белый экран. Позднее сбоку натянули второй экран, и сценическое пространство удлинилось до 120 см. Позади экрана Поставили фонарь, свет которого ясно обозначал тонко вырезанные фигурки, декорации, картины с группами персонажей. Со временем придумали разные приспособления, позволявшие прибегать к световым эффектам: перед фонарем можно было ставить стекла-фильтры разного цвета до пяти одновременно; их комбинации создавали нюансы освещения экрана. Писали также на стекле прозрачными красками облака и волны, их подвешивали к специальной конструкции, по которой они скользили вдоль экрана. Отдельные фигурки, групповые композиции, декорации вырезали сначала из картона. Позже все изображения стали делать из цинка. Декорации укрепляли на подставках, они, так же как облака и волны, могли скользить вдоль экрана. За сценой в период расцвета театра работало 10-12 человек.

Театр «Черный Кот» существовал около десяти лет — с 1887 по 1897 год. Спектакли создавали известные парижские художники Анри Ривьер, Каран д'Аш и другие; в них участвовали музыканты, актеры, поэты. Среди авторов пьес, написанных для премьер силуэтного театра, было много знаменитостей. С огромным успехом шли такие спектакли, как «Эпопея» (50 картин, художник Каран д'Аш), «Шествие со Звездой» (10 картин, художник Анри Ривьер), «Улица» (30 уличных парижских сценок, художник Анри Ривьер) и другие.

В «Эпопее» показывали эпизоды сражений, походов наполеоновской армии; там изображались битва под Аустерлицем, возвращение из Москвы, картины боев перемежались с комедийными сценками походного быта.



Современники считают, что «Шествие со Звездой» принадлежит к самым красивым представлениям этого театра. Световые эффекты производили неизгладимое впечатление. Выразительные группы персонажей двигались нескончаемой вереницей по экрану. Представление начиналось с иллюстрации евангельского рассказа о рождении Иисуса: по экрану проходила длинная процессия спешивших поклониться младенцу, все по очереди останавливались около убогих яслей, путь к которым указывала сверкающая яркая звезда. Шли пастухи со стадами, солдаты, калеки, рабы с разбитыми на ногах кандалами, рыбаки и т. д. Затем следовали картины пути Иисуса на Голгофу, его распятие. Кончалось представление апофеозом — вознесением Христа на небо.

Душой театра «Черный Кот был Анри Ривьер. Хозяин кабаре Родольф Салис неизменно участвовал в спектаклях — он со свойственным ему юмором комментировал происходящее на экране. Для многих спектаклей «Черного Кота» талантливые композиторы и музыканты специально писали музыку, часто они же и аккомпанировали движению фигурок на стоявшем около экрана пианино.

В феврале 1896 году театр «Черный Кот» показал свою последнюю премьеру. В следующем году умер Родольф Салис. Кабачок был закрыт, а с ним закончилась и жизнь силуэтного театра, рожденного фантазией Анри Ривьера.

Театр масок и кукол Жарри →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL