ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Кукольные тотемы индейцев хопи


Племя хопи живет на юго-западе Соединенных Штатов Америки. Их деревни расположены на трех высокогорных плато, находящихся на западных склонах Скалистых гор. С древних времен хопи занимались земледелием, выращивая кукурузу, бобы, тыкву; основной продукт их питания — кукуруза. В этих засушливых районах урожай полностью зависит от дождей, а выпадают они редко, поэтому перед началом весеннего сева хопи совершали многодневную церемонию, цель которой — обеспечить поля влагой. В последнюю ночь в церемонии участвовали куклы. Их показывали в доме мужских собраний, называемом у хопи «кива». Кива — это прямоугольное или круглое в основании колодцеобразное сооружение со стенами каменной кладки. Внутри вдоль стен выступали каменные скамьи. Попасть в киву можно было через отверстие в крыше по деревянной приставной лестнице. Освещалась кива костром, в помещении царил полумрак.

По свидетельству очевидцев, кукольные фрагменты вклинивались в обряд последней ночи трижды. Каждый раз перед их исполнением вокруг костра поднимали шерстяные одеяла, в киве становилось темно, и приготовления не были видны зрителям. Зрителями в основном были женщины и дети, которых допускали в киву в дни праздников. Одному из американских этнографов, Уолтеру Фьюксу, удалось попасть в киву (это было в конце девятнадцатого века и в 1900 году). Воспользуемся его описанием одной из кукольных сцен.



Через люк-вход в киву по лестнице быстро спустилась группа мужчин в масках. Они несли какие-то предметы, спрятанные под одеялами, и длинные шесты, на которые были накручены рулоны какой-то ткани. Группа проскользнула в свободную часть кивы и стала там что-то делать. Когда индеец, загораживавший одеялом свет костра, опустил одеяло, вдоль противоположной от зрителей стены стояла высокая ширма, а на полу перед ней ряды маленьких горшочков со стеблями кукурузы. Видимо, горшочки изображали кукурузное поле. Вся ширма была разрисована символическими фигурами и знаками. По верху и низу тянулся орнамент из полукружий, лежащих на полосах вертикальных линий — символического изображения облаков и идущего дождя. В нижней половине ширмы следовали в ряд шесть кругов — символических изображений солнца. Эти круги накладывались, как клапаны, на круглые дыры в ширме. Каждый круг обрамляли индюшиные перья. По бокам ширмы стояли мужчины в масках. Один из них был наряжен женщиной. В руках он держал блюдо с мукой и колос кукурузы. Переодетый мужчина изображал Мать качин, а другие мужчины в масках — качин-медведей.

Здесь нужно прервать описание, данное Фьюксом, и объяснить, кто такие качины. В религии хопи качины — это духи, духовная сущность всех предметов и явлений реального мира, а также духи умерших предков. Хопи верят в продолжение жизни после смерти. Мертвые, по их представлениям, превращаются в облака, поэтому умершие — потенциальные благотворители. Другое основополагающее понятие религии хопи — тождество умершего не только с облаками, но и с качинами. Умерший всегда отождествляется с качиной. (Совершив погребальный обряд, хопи говорят, обращаясь к умершему: «Ты больше не хопи, ты стал качиной, ты стал облаком».) Но не все качины — духи умерших. Качины хопи могут представлять животных (например, медведя), птиц, небесные тела (солнце, луну, звезды), неодушевленные предметы, растения, минералы, явления природы. Число качин неограниченно (исследователи установили около 250).

В мифологии хопи связь между умершими — качинами — облаками объясняется следующим образом: умершие возвращаются в подземный мир, из которого когда-то люди вышли на землю. Там умершие ведут почти такое же существование, как живущие на земле. Умершие могут посетить свой прежний земной дом — они являются в виде облаков, в виде качин, принося дождь или другие блага живущим на земле. Предполагается, что духи могут посещать верхний мир в течение полугода, с зимы до лета (с декабря по июль). Поэтому все обряды, связанные с почитанием качин, совершаются в это время. В обрядах люди в масках персонифицируют качин. Другой вид персонификации качин — фигурки, вырезанные из дерева. У хопи существуют мужские союзы посвященных в культ качин, обряд инициации (посвящения в тайны союза) мальчики проходят в десять лет. Члены союза собираются в доме своих собраний — киве, где совершают ритуальные пляски, представления и другие церемонии почитания.

Сцены с тотемами-куклами хопи →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL