ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Кукольный подвал Тоона


В 1962 году в подвал Тоона VI попал Евгений Вениаминович Сперанский, известный советский кукольный драматург, а тогда — ведущий актер Центрального театра кукол. Мы предлагаем читателям познакомиться с его впечатлениями.

"Театр Тоона помещался в подвале. В подвале сыро, холодно и пахнет предбанником. В «зрительном зале» несколько рядов простых деревянных скамеек. Нам показывают лихую авантюрную пьесу о похождениях кавалера Пардайана. На сцене — обычная конструкция театра марионеток... Но одна незначительная деталь бросается в глаза: небольшое застекленное окошечко... В этом окошечке мы видим круглую лысеющую голову Тоона VI. Он читает текст за всех персонажей, включая и женские; остальные актеры безмолвны, на их обязанности — только кукловождение. С первых же реплик стали раздаваться взрывы смеха. Месье Пардайан добивается благосклонности некой мадмуазель. Разумеется, появляются соперники, и начинаются жаркие схватки, погони, западни и ловушки; число соперников возрастает, они объединяются все против Пардайана и Монсиньора; сверкают шпаги, погоня и снова шпаги. Декорации в виде фанерных, покрытых живописью щитов меняются по свистку, — Тоон VI едва успевает вытереть большим носовым платком свою лысеющую голову...



Марионетки Тоона VI приблизительно в половину человеческого роста; управляются эти кукольные гиганты примитивно, фехтуют они великолепно, с документальной достоверностью. Знатоки фехтовального дела наверняка назвали бы здесь ряд известных приемов.

Разумеется, так водить кукол и управлять ими могли только сильные мужские руки; и мы видели их, полные напряжения и экспрессии, они появлялись из-за боковых кулис в моменты жарких схваток. Мы аплодируем, и на авансцену выходит группа здоровых парней во главе с папашей Тооном."

Итак, из рассказа Е. В. Сперанского мы узнаем, что хозяин театра Тоон VI (Пьер Веллеман) сидит за окошечком, прорезанным в портале сцены, и читает по книжке роман. И что главным героем этого романа выступает не Карл Великий и не его паладины, а некий кавалер Пардайан. Кто такой Пардайан, ответить довольно легко, хотя нашему читателю он вряд ли знаком. А вот каким образом книга попала в представление народного бельгийского кукольника, объяснить сложнее. Но попробуем сначала разобраться именно в этом.

Бельгийская кукольная традиция →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века





Copyright 2011-2017 © SBL