История моды маски куклы костюма

Новый кукольный театр Америки

Если Тони Сарг, оказав огромное воздействие на формирование профессионального нового театра кукол США, сам остался все-таки полупрофессионалом, так как главным для него источником средств к существованию была работа художника – книжного иллюстратора и дизайнера, то на примере Эллен ван Волькенбург, Хэлен Хэйман Джозеф, Ремо Буфано можно проследить осознанный переход от любительского увлечения к чисто профессиональной работе. К 20-м годам новый профессиональный театр кукол США был создан. Среди молодежи появилось много энтузиастов, решивших стать профессиональными кукольниками.

По всей Северной Америке гастролировало около дюжины профессиональных кукольных трупп. Неизвестно, какой все это приобрело бы размах, если бы не кризис, пресекший деятельность почти всех зародившихся коллективов, свернувший и затормозивший развитие нового кукольного театра. Театры закрывались, труппы распадались, молодые профессионалы, горячие поклонники кукольного искусства, вынуждены были отказываться от выбранного, как им казалось, на всю жизнь дела. Большинство из кукольного «призыва» той поры так и не вернулись в кукольный театр. Выжили в этой жесткой ситуации очень немногие, главным образом те, кто работал в одиночку, без декораций, без оборудования, без большого количества кукол. Местом их выступлений снова стали кабаре, ночные кабачки, клубы, мюзик-холлы.

Наиболее известным кукольником такого плана в 30–40-е годы был Фрэнк Пэрис. Пэрис выходил на эстраду в черной одежде, работал с марионетками на коротких нитях, водил кукол по полу сцены перед собой в узком луче света. На пустую затемненную эстраду Пэрис выносил и ставил недалеко от освещенного круга вешалку с четырьмя-пятью приготовленными для номеров куклами. Каждую снимал по очереди и после ее номера вешал на предназначенный для нее на вешалке крючок. Особенно любила публика его номер с куклой, копировавшей кинозвезду Кармен Миранду, и номер с конькобежцами.

Одним из немногих американцев, которому удалось создать после Тони Сарга относительно большую труппу, был Бил Бэрд. Бэрд построил просторную студию в Нью-Йорке, где снимал кукольные фильмы и готовил спектакли для телевидения. За счет этой продукции в основном и существовал его театр. Бэрд много гастролировал, объездил Азию, Америку, Европу, приезжал в начале 60-х годов в Москву, собрал большую коллекцию кукол и материалов. По этим материалам и личным впечатлениям написал и издал великолепно иллюстрированную книгу «Искусство куклы». Била Бэрда можно, вероятно, считать самым благополучным кукольником Соединенных Штатов. Но чего стоит это благополучие и как оно дается, позволяет судить фрагмент из его книги – фрагмент, где он описывает свою работу на Нью-Йоркской Международной ярмарке (сезон 1964–1965 годов).

Далее ► Кукольный театр Бэрда

Главная ► Мода и история театра