История моды маски куклы костюма

Куклы театра Холдена

Программа, показанная Холденом в Париже, состояла из следующих номеров:

1. Два Блондэна на проволоке. Этот номер связан с нашумевшим событием прошлого века: французский канатоходец Блондэн в 1859 году перешел по проволоке через Ниагарский водопад; вскоре после этого в кукольных программах появилась кукла Блондэн.
2. Пьяный на ходулях.
3. Великий Турок (трюковая кукла, с которой происходили чудесные превращения).
4. Испанский номер.
5. Два негра.
6. Магнетический скелет (скелет, который танцевал, рассыпался на части и снова собирался в единую фигуру).
7. Китайцы. На сцену выходили две-три куклы, сделанные в китайском стиле, с маленькими колокольчиками, привязанными к ладошкам и краям одежды; куклы танцевали, резкими движениями поднимая и опуская руки. Номер был простым по технике, но очень эффектным: кукловоды вместе с нитями управления держали в руках колокольчики, усиливавшие звуки кукольных; танец исполнялся под музыку в ложно-восточном стиле.

Представление прерывалось пятнадцатиминутным антрактом, после которого шла «пантомима-фарс» в двух актах и десяти картинах на сюжет сказки «Красавица и чудовище».

О гастролях Холдена в России написал Александр Бенуа. Приводим отрывок из его книги «Мои воспоминания».

«К самым сильным впечатлениям театрального характера в детстве я должен отнести спектакли фантошей Томаса Ольдена, появившегося в первый раз в Петербурге на масленичных балаганах. О Томасе Ольдене ходила уже и раньше молва, будто его кукольный театр не имеет себе равных и прямо чудесен; когда же Ольден предстал перед петербургской публикой, то весь город заговорил об его куклах, и это было вполне заслужено.

Впоследствии я видел много марионеточных театров. От всего этого у меня остались лучшие воспоминания, но всех их продолжает затмевать Томас Ольден, и я думаю, что в данном случае действует не одно розовое сияние детских лет, но и действительная исключительность этих представлений.

Спектакль начинался с цирковых номеров. В заключение появлялся скелет, расчленялся и снова складывался, причем на радостях череп принимался звонко щелкать челюстями. Кончался же спектакль пантомимой «Красавица и чудовище». Декорации мне не понравились, но самое Чудовище было таким страшным, что при его появлении в зале поднимался неистовый панический крик детей. С тех пор прошло более 70 лет, и я все еще вижу в своем воображении это представление с совершенной отчетливостью...»

Далее ► Кукла Панч

Главная ► Мода и история театра