ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Креши южнофранцузские


Народные театрики-креши на юге Франции

У итальянских презепио также появилось французское продолжение. Французы называют ясли «крешами», и слово «крешь» стало обозначать особый вид кукольного театра, произошедшего от церковных скульптурных иллюстраций евангельского рассказа о рождении младенца Иисуса. Светские народные театрики-креши развились на юге Франции, в основном в Провансе. В Ницце они даже не изменили итальянского названия — «презепио». Описания крешей начинаются, к сожалению, лишь с конца XVIII века, когда они уже очень далеко ушли от своих истоков, превратились в развлекательное и вполне мирское зрелище. Только пьеса «Рождество», исполняемая во время соответствующего праздника, да название напоминали о религиозном прошлом'этого театра. В XIX столетии сцену-ящик заменили сценой-ширмой, за которой стояли кукловоды, управлявшие куклами, насаженными на стержень, а в репертуаре пестрят такие названия, как «Дыра на Луне», «Юпитер и нимфа», «Баранья ножка», «Дитя Марии Стюарт», «Ослиная шкура», «Спящая красавица», «Сироты моста Богородицы», «Зеленый дьявол», «Селико, или Маленький негр», «Али-Баба и сорок разбойников», «Корневильские колокола», «Дочь мадам Анго», «Переход солдатами империи через Сен-Бернарский перевал». В этих театрах сильно развилась механизация, которая привела к форме представлений, называвшихся в России «механическим театром».

Воспользуемся случаем и попробуем проследить путь перерождения церковных «яслей» в светский народный кукольный театр. По преданиям римской церкви, ясли, о которых говорится в Евангелии, якобы сохранились, были перевезены в VII столетии в Рим, заключены в серебряный ковчежец и спрятаны в подземной галерее одного из храмов. Раз в году, в праздник Рождества, их выставляли перед верующими для обозрения.



Первое литературное упоминание о воспроизведении вифлеемских яслей содержит жизнеописание Франциска Ассизского (основателя известного монашеского ордена францисканцев): там можно прочесть, что, покидая Рим, Франциск наказал своим приверженцам устроить на Рождество миниатюрную копию кормушки с лежащим в ней младенцем и персонажами евангельского рассказа и что с тех пор францисканские монахи взяли за правило изготавливать на Рождество подобные копии. В средние века в католических церквях вошло в ритуал на время рождественских праздников выставлять деревянный ящик. В центре этого ящика помещались маленькие ясли, в них на солому клали куколку младенца. Над яслями укреплялась позолоченная звезда. Рядом с яслями расставляли коленопреклоненные фигурки Марии и Иосифа, пастухов, по бокам или сзади — вола и осла, символизирующих хлев. Весь ящик украшали листьями и мхом. В День Королей добавляли к этой группе фигурки царей-волхвов (День Королей в календаре православной церкви соответствует Крещению).

Со временем укоренился обычай ставить ящики-креши на Рождество и дома. Ставили их обычно в парадной комнате, где собиралась вся семья. Домашние креши тоже убирали листьями и мхом, только фигурки в них были поменьше, победнее и попроще церковных. Вечером внутренность ящика-креши освещали свечками, и вся семья, особенно ребятишки, наслаждалась зрелищем этого неподвижного театра.

Выход крешей за пределы церковного алтаря, приход их в дома простых людей повлекли развитие особого промысла — изготовления фигурок — сантонов — для домашних рождественских крешей (сантон значит по-французски «маленький святой»). Занимались этим побочным ремеслом крестьяне, городская беднота. В канун Рождества над изготовлением сантонов трудились целыми семьями. Продавали фигурки на специальных ярмарках. В Марселе ярмарка сантонов сохранилась до XX века. Она открывалась 10 декабря и действовала до 6 января (до Дня Королей). На ярмарки свозили тысячи фигурок, разных и по величине, и по мастерству, и по цене. Одежда сантонов отражала народные представления о моде и красоте, образцы брались из окружающей жизни: пастухи и крестьяне были одеты как простые провансальцы, святое семейство — как знатные дамы и господа. Так, сохранились фигурки Марии в платье с фижмами, а Иосифа — в башмачках на высоких красных каблуках.

Кукольный театр Креши на юге Франции →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL