История моды маски куклы костюма

Куклы и маски России. Петрушка.


По просторам России бродило много странствующих актеров. Одни приходили с востока, из Азии, другие – с запада, из Европы. Принесенное ими искусство странным образом перемешивалось, переплеталось на российском перекрестке, порождало формы, которые со временем воспринимались как «свое» искусство, да и по сути становилось им. Все это происходило и в народном кукольном театре.

Петрушка

Мы почти ничего не знаем о том, какими были представления перчаточной куклы России до прошлого века. Из более ранних свидетельств известны лишь рисунок и краткое описание немецкого (голштинецкого) дипломата Адама Олеария, относящееся к первой половине XVII столетия. На рисунке изображен кукольник в ширме-юбке, очень похожей на староиранскую, китайскую и среднеазиатскую, на ширме видна фигурка лошади. Следовательно, в XVII веке кукольники показывали какую-то сценку с лошадью. Но каково ее содержание, мы не знаем. Можно строить различные гипотезы вокруг картинки и нескольких строк Олеария, но все они мало доказуемы. Поэтому, оставив всю длинную предысторию «Петрушки» за пределами очерка, посмотрим, каким был наш герой к концу прошлого столетия, каким было содержание представления в этот период его «жизни», кто и как показывал в России «Комедию о Петрушке».

К концу XIX столетия русские народные кукольники владели, как правило, техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках («марионеток» в их профессиональной терминологии) и театра перчаточных кукол («петрушек»). К сожалению, Петрушка к этому времени уже изрядно состарился. Сами кукольники начали относиться к нему с некоторым пренебрежением, отдавая явное предпочтение куклам на нитках.

Сохранилось много описаний этих уличных представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. Русское название ручного органа «шарманка» произошло от начального слова немецкой песенки «Шармане Катерина», исполняемой шарманками в эпоху распространения в России ручных органов, а на Украине за ними закрепилось название «катаринка».

С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день по многу раз историю похождений Петрушки – она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант – тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку. Остановившись на сельской базарной площади, деревенской улице или зайдя в городской двор, музыкант опирал шарманку на ногу-подставку, а кукольник начинал расставлять ширму. Его ширма уже значительно отличалась от зарисованной Олеарием: это была не юбка, поднятая кверху, а конструкция из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем; ширма ставилась прямо на землю и скрывала кукольника целиком, с головы до пят. Пока звуки шарманки собирали зрителей, петрушечник, зайдя внутрь ширмы, перекладывал кукол из узла в большой карман, нашитый на уровне его груди на ситец одной из рам, брал в рот пищик – и вот уже раздавался знакомый публике голос еще не видимого героя. А минуту спустя выскакивал и он сам, вертя своим длинным носом и красным колпаком.

Далее ► Спектакли куклы Петрушка

Главная ► Мода и история театра