ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Воспоминания актера-кукольника Бромфейна


Из воспоминаний кукольника Якова Мироновича Бромфейна, записанных в 1939 году.

Родился я в 1876 году. Отец мой был цирковой акробат, а после женитьбы стал заниматься и кукольным театром.
Кукольный театр представлял собой балаган. Балаган был парусиновый, крыша и стены были обтянуты парусиной, на наружной декорации были нарисованы кукольные представления — чтобы привлечь публику. На ярмарке была большая конкуренция, и приходилось с куклами делать «раус». В кукольном театре было 200 мест. Входная плата 5—10 копеек. Когда была большая конкуренция, то пускали за 5 копеек двух человек.

Сезон начинали на Пасху. Балаганы устраивались только в больших городах. В Одессе — на Куликовом поле, возле вокзала на Пушкинской улице. Это большая площадь. Накануне Пасхи в гостинице «Орел» собирались артисты кукольного театра, цирка. Городская управа назначала торги мест на Куликовом поле. Все шло через торги. Богачи шли на лучшие места, а бедняки на худшие. Балаганов было около ста, здесь были цирки, качели, лодки. В 12 часов поднимали флаг, и этим давали знать, что можно открыть представление, и все были готовы выйти на раус. Народное гулянье длилось восемь дней, начинали в 12 часов и кончали в 6 часов вечера. После Пасхи все комедианты разъезжались из Одессы, ехали в Каховку на ярмарку, которая длилась две недели, оттуда все ехали на ярмарку в Екатеринослав, потом в Александровск, потом в Юзовку. В зимнее время ехали в Киев. Работа у нас была такая, что если лето бывало урожайное, то и зарабатывали хорошо.



Во время ярмарки приходилось давать много представлений: 10—12—15 в день. Каждое длилось от получаса до трех четвертей часа. Артисты работали от Пасхи до Петрова дня и получали 30—40 рублей. Нужно было одеться. Вечно артист работал и ничего не имел. В 1890 году приехал немец и привез из-за границы механический театр. Я заинтересовался этим механическим театром. Для того чтобы узнать, как это делается, я подходил к балагану и просил принять меня на работу. Меня послали крутить колесо. Я смотрел на все. Я был там около недели, изучил, как это все делается, и тогда ушел. Они свои секреты держали в тайне. Это была новость в России.

Я ушел от отца. У меня не было средств, но я жонглировал и был любимцем публики. Я собирал деньги и делал фигуры. Я открыл механический театр. В механическом театре работало четыре человека. На той же сцене мы устроили марионетки, у нас был цирк на сцене.

Мой балаган погиб в 1905 году во время погрома. Это было в Софиевке, Екатеринодарской губернии. С тех пор я этим делом не занимаюсь.

Письма актера-кукольника Нурикова →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL