ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Письма кукольника Нурикова


Из писем Григория Константиновича Нурикова.

Летом 1961 года во время гастролей Центрального театра кукол в Краснодаре на имя директора и художественного руководителя театра Сергея Владимировича Образцова пришло письмо:

«Уважаемый гражданин Образцов! Прошу вас сообщить мне, работали ли вы в царское время в Ленинграде в Зоологическом саду, в кукольном театре Шимбора. Если да, то мы друзья детства. Я дома весь день, и жду к себе. Мы работали вместе, если вы то лицо и работали там. Остаюсь с приветом. Гриша Нуриков. 19.VI. 1961.».

С. В. Образцов передал это письмо Андрею Яковлевичу Федотову, заведовавшему в то время музеем театра. Андрей Яковлевич тотчас ответил, и завязалась переписка, в которой Нуриков рассказал о своей работе у Шимбора.

По рассказам хозяина Г. К. Нуриков знал, что Карл (вероятно, Шарль) Шимбор родился в Париже в 1852 году. Похоронив отца, начал работать с уличным кукольником — вертел ручку шарманки. Когда хозяин умер, куклы и шарманка остались у Шарля, и он стал выступать самостоятельно. Разъезжал по Франции, потом по другим странам, в 1902 году приехал в Петербург. Снял балаган в Зоологическом саду. Попросил у владельца балагана двух расторопных мальчиков, и тот рекомендовал ему Гришу Нурикова и Сережу Образцова, работавших в другом большом балагане, где живые актеры разыгрывали разные «феерии». Мальчики выступали там в роли статистов, получая по 40 копеек за вечер.

«Мы стали работать, вернее, Шимбор начал нас учить обращаться с куклами. Через месяц мы работали самостоятельно. Сцена, вернее, театр, был деревянный, шириной шагов двенадцать, длиной шагов пятнадцать. Вышина метров шесть, но задняя стена была выше, так как за ней работали с куклами. Сцена изображала цирк или лес, смотря по тому, что шло.

Куклы были ростом примерно один метр — метр с четвертью. Руки были мягкие, т. е. гнулись в локтях. В плечах были шарниры. Ноги были деревянные, на подметках был свинец, чтобы вы чувствовали, что кукла стоит на полу. Голова была на шарнирах — чтобы ворочалась. У куклы были веревочки: одна — от головы, две — от рук, две — от ног; они прикреплялись у пальцев. Всего пять веревочек. Но было и семь веревочек — это у кукол, которые танцевали. Куклы могли ходить, танцевать, ложиться, сидеть, вставать на колени и на голову. Сам Шимбор хорошо играл на балалайке, гитаре, гармонике, рояле, на ксилофоне; он был большой артист, любил свое дело, в его руках кукла была живой и чувствовала его силу и власть. Он всегда был веселый, добрый, отзывчивый и очень много помогал бедным. Его жена играла на рояле и ксилофоне.

Мы работали ежедневно. В три часа дня — «Петрушка». В шесть часов вечера — «Куклы». В праздники давали три представления: в час дня «Петрушку», в три и шесть вечера — «Куклы». Шимбор платил нам так: в будни 1 р. 50 коп., в праздники — 5 руб. Вообще каждый из нас меньше 60 рублей в месяц не имел. И еще мы получали от владельца балагана 12 руб. Так что жить было можно хорошо, не нуждаясь. Работали летом в Зоологическом саду. С апреля по 15 сентября. Зимой — на ярмарках, на выставках, на Рождество — в Михайловском манеже на елке, там же на Масленой неделе и на Пасху. Выступали в школах и воинских частях. Зимой получали мы 50 рублей в месяц.



Я работал у Шимбора с 1902 по 1914 год. Ушел на фронт и вернулся в конце 1916 года раненым. Он уже не работал, в 1915 году похоронил жену, она умерла от тифа.

И вот 1 марта 1917 года дорогого дяди Карла не стало. Мы с Сережей Образцовым похоронили его на Смоленском кладбище. Кукол он завещал нам, но я не взял, а отдал Сергею — почему я (и) написал т. Образцову, думал, что это мой Сергей, но вышло не так — я потерял теперь все и навек.

5 февраля мне исполнится 74 года, и я одинок и беден, но я счастлив тем, что вы дали мне возможность вспомнить дорогих мне лиц моей молодости, моего счастья. Мои мечты: попасть в Ленинград на могилу дорогих мне дяди Карла и тети Матильды, поцеловать их могилу и после можно было убраться самому подобру-поздорову.

ПРОГРАММА КУКОЛ.

1. Наездник на лошади.
2. Два жонглера с мячами, с кольцами, с тарелками.
3. Две собачки (прыгали через барьер и танцевали).
4. Два акробата с лестницами.
5. Два медведя на шарах и бочке (танцевали).
6. Акробат на трапеции.
7. Два акробата на одном велосипеде.
8. Два клоуна (сначала шутки, потом играли на ксилофонах).
9. Воин бился с драконом и убивал его.
10. Ад (здесь было много чертей и змей).
Вот, пожалуй, и все...

Приписка:

«Я забыл вам написать, что после смерти Шимбора я с Сергеем нашли в сундуке у него 80 разных кукол в костюмах разных наций. Куклы изображали балерин, акробатов, воинов и разных животных — быков, тигров, львов, обезьян и других. Уважающий вас с приветом Нуриков».

Рождественский театр →


При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .





Copyright 2011-2017 © SBL