ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Ляфлер Амьенский


История кукол и сценических масок Франции

Театры марионеток Франции мало отличаются от итальянских. Как и итальянские, они были очень популярны и даже соперничали в XVII—XVIII веках с театрами живых актеров. Самые знаменитые из них выступали на парижских ярмарках. Репертуар этих театров собран и неоднократно публиковался французскими издателями. В основном в них исполнялись мелодраматические пьесы. Обойдем эти шумные парижские ярмарки стороной. Их спектакли в общем-то интернациональны. Интереснее посмотреть, что происходило во французской провинции и как марионетки приспосабливались к местным условиям.

Одна из специфических черт кукольных спектаклей состоит в том, что они всегда стремятся группировать репертуар вокруг какого-то одного героя. И этот герой, как правило, служит выражением местного народного духа. На севере Франции, в Амьене, следствием этого свойства стало рождение еще одного французского кукольного героя, но уже не на ширмах бродячих кукольников, а на подмостках маленьких постоянных городских театриков, персонажи которых висели на нитках. Имя этого героя — Ляфлер.



Техника управления куклами его театра напоминает итальянскую технику XVII—XVIII столетий: куклы висят на тонком железном пруте, к их рукам идет по нитке; у Ляфлера и у нескольких его партнеров по дополнительной нитке спускается к каждой ноге.

Полагают, что Ляфлер немного старше Гиньоля. Его появление относят к XVIII веку. Но, может быть, он родился и еще раньше. По мнению некоторых исследователей, толчком к созданию этого персонажа послужило нашумевшее в Амьене в 1649 году дело некоего слуги Ляфлера, арестованного за дебош, который он учинил во время религиозного шествия по улицам Амьена в день праздника Успения Богородицы. Ляфлера судили и жестоко наказали — он был казнен. Но симпатии народа, видимо, были на стороне казненного слуги, по происхождению пикардийского крестьянина (Амьен — центр Пикардии). Кто-то из местных кукольников вскоре вывел на сцену своего маленького марионеточного театрика деревянного Ляфлера. А некоторое время спустя он стал главным героем амьенских кукольных театров. И хотя слава Ляфлера не вышла за пределы Амьена, местные жители (пикардийцы) были влюблены в своего кукольного героя и вообще в своих «каботэнов», как они называли на своем пикардийском наречии деревянных актеров.

Сохранившиеся куклы Ляфлера одеты в бархатный камзол, жилет и короткие панталоны. На ногах — полосатые красно-белые чулки. На голове — треуголка и поднятая кверху коса «катоган» (она говорит о том, что разница в возрасте между Гиньолем и Ляфлером невелика).

Ляфлер Амьенский в пьесах →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века






Copyright 2011-2017 © SBL